Главная » 2015 » Ноябрь » 2 » Как написать научную статью: методические советы аспиранту
05:25
Как написать научную статью: методические советы аспиранту

Доктор философских наук, профессор кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирского государственного педагогического университета
Александр Дмитриевич Похилько

Молодой ученый сталкивается с нелегкой задачей написания научной статьи. Пожалуй, нет ни одной статьи аспиранта первого курса без серьезных ошибок по форме и содержанию. Эти ошибки требуют вмешательства научного руководителя. Поскольку некоторые ошибки часто повторяются, актуальным является их анализ.

Рассмотрим самые распространенные ошибки аспиранта при написании им первых научных статей и дадим советы, как их избежать. Такие советы будут полезны и тем аспирантам, которые еще студентами работали над научными статьями или тезисами докладов и даже публиковали их. Дело в том, что студенческие статьи можно не принимать во внимание, потому что к ним предъявляются меньшие требования. Самоуверенность аспиранта, который студентом «легко» написал несколько работ и опубликовал их в сборнике вузовской конференции или трудах молодых ученых, может сыграть с ним злую шутку. Например, ему могут вернуть статью на доработку или вообще отказать без объяснения причин, что подразумевает примерно следующее молчаливое заключение: «Ваша работа ниже всякой критики».

Еще раз повторю основную мысль данного эссе: написание научной статьи – это очень трудное дело!

С другой стороны, мы должны ободрить слишком неуверенных в себе молодых ученых, которые могут запаниковать из-за того, что якобы нужно изложить только новое знание и сделать «революционный переворот в науке». Таким аспирантам можно сказать: у Вас всё получится, если Вы поучитесь на своих ошибках.

На первых порах аспиранту надо больше внимания уделить оформлению статьи, чем ее содержанию. Что же касается содержательной новизны, то процент новизны в статье может быть незначительным. Это зависит от способности аспиранта, от специфики издания, в котором он публикуется, от полученного результата или этапа исследования и т. д.

Что такое научная статья?

Это ясное изложение существующей научной или научно-философской проблемы или отдельного аспекта большой проблемы. Иногда и этого бывает достаточно, если до Вас данная проблема не рассматривалась в предлагаемом Вами аспекте. Но чаще всего за изложением проблемы следует описание уже имеющегося в науке или философии опыта и Ваше видение ее решения.

Ошибкой является то, что научную статью могут ошибочно спутать с другими формами письменного изложения мысли. Прежде всего, Вы пишете именно научную статью, а не публицистическую или научно-популярную статью. Под видом научной статьи также нередко представляют тезисы, реферат, конспект, эссе, аннотацию, обзор литературы и тому подобное.

Тезисы отличаются от статьи краткостью. В них изложена основная мысль в двух-трех пунктах, которая получает свое обоснование в виде ряда аргументов. При этом многие атрибуты научной статьи опускаются.

Эссе не требует цитирования или ссылок. Оно похоже на сочинение. Сочинение еще дальше отходит от научной статьи своим литературно-художественным характером, стилем и языком. Научная статья по сравнению с сочинением не эмоциональна, а рациональна.

Реферат не предполагает новизны, а только четко передает мысли других авторов по теме. Конспект похож на реферат, но сохраняет языковую форму первичного документа. Реферат отличается от аннотации, которая указывает только предмет исследования, но не формулирует основную мысль об этом предмете. Статьи в рецензируемых журналах включают в себя аннотацию или автореферат в зависимости от профиля журнала или его индивидуальных требований.

Научная статья – это оперативное и сокращенное изложение объективной информации, в котором на основе существующих знаний предлагается некоторое приращение нового знания в виде гипотезы или достаточно обоснованного и достоверного результата. Максимально просто можно сказать и так: научная статья – это обязательные ссылки на труды авторов, которые исследовали тему (проблему) до Вас и Ваши предложения по дальнейшему исследованию темы. Чаще всего в статье изложен промежуточный результат исследования темы. Еще проще можно сказать, что научная статья – это много ссылок на лучшие работы по данной теме, из которых вытекает более или менее оригинальное продолжение изучения данной темы.

Самое главное – процитировать изученный материал и сделать аккуратные ссылки на его источники. К сожалению, некоторые аспиранты, как и большинство студентов, не ссылаются на наиболее авторитетные источники. А зря. Ссылки позволяют избежать главного греха в науке – плагиата, который означает литературное воровство. Если ссылки не делаются, то все мысли приписываются автору, т. е. человеку, который ставит свою фамилию в начале статьи. Пока Вы входите в науку, не знаете этого, эта ошибка простительна, но надо привыкать к научной честности и исправлять свои ошибки.

В каждой ли статье Вам надо сделать ссылки?

Да, это обязательно в каждой статье. И не менее 2-3 ссылок на статью в 5 страниц. Если же статья около 10 страниц, то и ссылок должно быть около десяти. Обычный объем статьи – это 8-10 страниц. Тезисы по объему 1-2 страницы стандартного авторского оригинала.

В конце статьи Вы обязательно делаете выводы, в которых пытаетесь изложить то новое, что Вы вносите в науку. Выводы могут быть краткими или очень краткими: от 7-8 строчек до половины страницы. С помощью ссылок Вы маркируете старое знание, а потом даете свое новое знание или свое видение проблемы, что и может быть выводом.

Цель научной статьи – дать самое новое научное знание (вывод). Постарайтесь хотя бы изобразить новое научное знание в виде выводов по теме.

Элементы научной новизны в большинстве случаев гарантированы уже тем, что Вы пишите статью по теме диссертации. Тема, которую Вы согласовали с научным руководителем, включает недостаточно разработанную проблему. Поэтому сама тематическая направленность как бы автоматически дает хорошие шансы на получение нового знания.

В связи с этим хотелось бы предостеречь от такой ошибки как отклонение от темы диссертационного исследования в научной статье. Все статьи должны быть связаны с темой диссертационного исследования. Эта связь может быть прямой или косвенной, но она должна быть. Иногда тематика конференций, монографий или сборников вынуждает несколько отдаляться от темы научной работы (диссертации), но надо стараться никогда не упускать возможность установить такую связь, особенно  ‑  в выводах, где отражается научная новизна.

На этом можно было бы, и закончить изложение, но позволим себе остановиться еще на других типичных ошибках.

1. Ошибка первая.

В статье нет явного и ясного определения основного понятия. Одним из самых важных моментов в статье является определение основного понятия (дефиниция). Если Вы не дадите явного и ясного определения ключевого понятия, то Вас неизбежно не будут понимать и искажать Ваши мысли при цитировании. Обоснование необходимости определения основного понятия можно найти в прекрасной работе Ю.А. Петрова «Азбука логичного мышления» (М., 1991) или других его работах по методологии научного познания [1]. И виноваты в этом непонимании и искажении будете только Вы сами и никто другой. Второстепенные понятия можно определять или не определять в зависимости от необходимости. Но основное понятие надо определять всегда, причем независимо от того, знает или не знает читатель статьи это определение.

2. Непонятно, о чем идет речь в статье.

Основа статьи – это Ваше главное положение, основная мысль. Вы должны высказать эту мысль в самом начале статьи, а потом как можно полнее аргументировать ее. Уясните себе, что Вы хотите сказать читателям. Такая мысль является одновременно и целью Вашей работы, и ее результатом. В статье должна быть ясно и явно сформулирована цель (или задача статьи). Скандалом является несоответствие материала заявленной в названии теме. Конечно, такая ошибка встречается не так уж и часто, но знать об этом надо. Если автор не может четко сам сформулировать основную мысль своей статьи, то ему угрожает потеря темы. Отсюда и наш совет: «Удерживай тему!»

3. Нет доказательства основного положения.

Свою основную мысль надо доказать. Для этого надо привести ряд аргументов. Этому также учит логика. Полезно обратиться к любым учебным пособиям по логике и освежить в памяти основные сведения по теории и практике аргументации. Ошибкой было бы давать возможным оппонентам повод для критики.

Часто полезно опровергнуть неприемлемое Вами мнение сразу, в начале статьи. А чтобы избежать деструктивной критики, последовательно изложить перепроверку своих аргументов. Это тоже форма доказательства – доказательство от противного.

5. В статье допущено некорректное заимствование материала («плагиат»).

Плагиат – это заимствование чужого текста или идей без прямых и полных ссылок. Это одновременно и гордыня, и бесстыдство!

Научный этос (от др. греч. ethos обычай, нрав, характер) предполагает уникальность текстов. Хотя и великий Р. Мертон (1910 – 2003 гг., один из самых известных американских социологов двадцатого века) прекрасно понимал амбивалентность (двойственность) современного научного этоса [2; 3] требуя «оригинальности». В настоящее время существует очень много возможностей для проверки текста на оригинальность.

Как написать статью на практике? Попробуем сделать это в живой форме диалога между воображаемыми профессором и аспирантом. Представим профессора Петрова преклонных лет и молодого аспиранта Иванова.

Профессор Петров: «Начинаем с темы. Какова тема статьи?»

Аспирант Иванов: Тема – «Гордыня».

Петров: «Какова цель данной статьи»?

Иванов: Цель статьи – показать, что понятие гордыни не устарело. Понятие гордыни только кажется устаревшим, чисто религиозным. Гордость и самолюбие - вечные спутники  человека и человечества.

Профессор: «Гордость и гордыня – это одно и то же?»

Иванов: К гордости  современные богословы относятся более терпимо [4, с. 90]  Только во времена средневековья гордость считалась самым опасным (смертным) грехом. А  эпоха Возрождения превратила гордость (но не гордыню) в человеческое достоинство. Гордыня осталась непомерной гордостью, пороком.

Петров: «Что же такое гордыня?»

Иванов: даю дефиницию (определение). Гордыня – это непомерная гордость, чрезвычайно завышенная самооценка, которая основана на чувстве необоснованного превосходства над другими людьми:

Петров: «В чем вред гордыни?»

Иванов: Мой аргумент состоит в том, что гордыня духовно ослепляет человека. Христианство считает гордыню источником всех других грехов. Страшно, когда гордыня говорит с человеком его внутренним голосом. «Если я хороший, то другие плохие и должны быть моими рабами» [5, с. 103-105]. Рабов можно и убивать, и грабить. Гордые люди склонны к насилию.

Петров: «Можно ли обойтись без гордости?»

Иванов: Нет, нельзя. Я сразу соглашусь с мнением оппонентов, что гордость неизбежна. Говорят же: «Сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит». Гордость нужна, практически без нее невозможно жить. Мы всегда будем гордиться. Однако делать это надо в меру. Гордись смиренно!

Петров: «Как распознать гордого человека?»

Иванов: Осанка бывает гордой. Внешний признак – высоко поднятый нос. И еще надутые щеки. Выпяченные губы. Наверное, и дорогая одежда также признак. Одно время признаком гордого российского бизнесмена была золотая цепь на шее.

Петров: «Дело только во внешних признаках?»

Иванов: Нет, дело не только во внешних признаках, а еще и в том, что гордый человек тебя просто не видит. Ты для него никто. Он любуется собой. В предельном случае это граничит с нарциссизмом.

Петров: «Какие еще можно привести аргументы в пользу вреда гордыни?»

Иванов: Да, такие аргументы есть. Любая добродетель обесценивается, когда ею гордятся. Людей, которые перешли от гордости к гордыни, гораздо больше, чем мы думаем. Вред гордыни уже в том, что этот вред незаметен.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Почему фарисей не имеет права гордиться своей праведностью? Почему в православии гордыня резко осуждается? Почему льстить человеку считается отравлять его ядом гордыни, останавливать в его движении вперед? Почему истинная любовь выражается не в похвалах, а в спасении души?

Я думаю потому, что люди могут быть наказаны за гордыню совершенно независимо от того, верят ли они в Бога или нет. Гордыня духовно ослепляет, а ее антипод, смирение, наоборот, отверзает духовные очи, выражаясь высоким слогом. Христианство считает гордыню самым большим грехом, источником всех других грехов. Остается вопрос: но почему же это так? Просто невероятно, неужели гордыня хуже убийства и воровства?! Вопрос этот не совсем корректен. Христианство видит корни убийства в гневе, а воровства – в зависти и лени. Гордыня – самый глубинный внутренний порок человека, она гнездится в самом ядре личности, во внутреннем лице.

Современные формы гордыни связаны с наукой, техникой и массовой культурой. Ученые считают, что они стали на уровень Бога, поскольку могут клонировать человека или исследовать другие планеты. Гордятся ученые и педагоги своими учеными степенями и званиями. Массовая культура порождает нарциссизм артистов и певцов, которым поклоняются, как новым идолам. И больше всего проявлений гордыни можно найти в обладании богатством или властью.

Петров: «Какой можно сделать вывод?»

Иванов: Таким образом, можно сделать четыре вывода.

  1. Гордость рискованна, а гордыня вообще опасна для души.
  2. Наказанием за гордыню служат падения на жизненном пути.
  3. Даже смирением нельзя гордиться.
  4. Понятие гордыни остается значимым и для нашего времени.

Петров:  «Остаются ли вопросы?»

Иванов: Их стало еще больше! Я предлагаю вопросы для продолжения исследования темы:

1. Чем отличаются гордость и гордыня?

2. Правы ли христиане, считая гордыню смертным грехом?

3. Не является ли смирение скрытой формой гордыни?

4. Чем отличаются женская и мужская гордость?

5. Можно ли вообще не гордиться?

Есть и другие вопросы. Эти вопросы сами являются итогом статьи и началом нового поиска истины.

Петров: «А Вы не забыли литературу?»

Иванов: Нет, не забыл! Мои ссылки даны в квадратных скобках, а источники указаны в конце.

Петров: Замечательно! Мы составили схему небольшой статьи для словаря по этике.

После воображаемого диалога по практическому написанию статьи можно отдельно подчеркнуть трудности написания статьи для рецензируемых журналов, особенно для тех, которые включены в перечень Высшей аттестационной комиссии России и обязательны для защиты кандидатской диссертации. Особенно большая трудность будет связана с публикацией первой статьи.

Одна из трудностей состоит в том, что практически во всех журналах публикации платные. Далеко не все аспиранты могут позволить себе заплатить по тысяче рублей за одну страницу. Десять страниц соответственно десять тысяч. Поэтому отметим, что многие журналы публикуют аспирантов бесплатно при условии, что они представят ряд документов, например, отзыв научного руководителя и выписку из решений заседания кафедры. При этом публикацию приходится ждать, иногда до 2-3 лет.

Однако и при Вашей готовности заплатить деньги, статью могут не публиковать из-за отрицательной рецензии или положительной, но с существенными замечаниями. Могут быть и иные причины, из-за которых статья не публикуется. Например, перегруженность журнала запланированным материалом для публикации. Поэтому радикальным способом ускорения публикации является личная беседа с редактором журнала. Для аспиранта, к примеру, армавирского университета это означает необходимость поездки в Ростов-на-Дону, Ставрополь или Краснодар. Желательно заранее договориться с редактором или заместителем, чтобы вам уделили внимание и объяснили ваши ошибки.

Самым простым и надежным вариантом является статья, в которой излагается степень разработанности вопроса или проблемы.

Итак, сделаем выводы по данной научно-методической статье.

Главные ошибки авторов:

1. Пишут не статью, а эссе или реферат.

2. Допускают плагиат.

3. Научной статье дают плохое название.

4. Не ставят цель статьи.

5. Не высказывают основную мысль.

6. Основную мысль не аргументируют.

7. В статье не приводят полные сведения об авторе работы.

8. В статье не дают определение основного понятия.

9. Не делают вывод из анализа, не подводят итог рассмотрению вопроса (темы).

10. Самая главная ошибка – не приводят ссылки на источники! Это признак плагиата!

10. Неправильно дают библиографические описания литературных источников или электронных ресурсов, ссылки на Интернет-ресурсы.

11. Не указывают на степень разработанности вопроса или проблемы.

12. Размер (объем) статьи не соблюдают. Он оказывается меньше или больше положенного.

13. Не учитывают особенность журнала, например, высокие требования рецензируемых журналов.

14. Ошибкой является излишняя самонадеянность или, наоборот, неуверенность в себе. Уважайте себя и свой труд! Над первой статьей в рецензируемый журнал аспирант работает, как правило, около года.

15. Аспиранту не следует отказываться от помощи научного руководителя, который, в свою очередь, обязан читать все статьи аспиранта и делать конструктивные замечания.

Таким образом, чтобы написать статью правильно, надо сначала рискнуть написать ее хотя бы со многими ошибками, а затем найти эти ошибки и исправить их. Возможно, придется перерабатывать статью несколько раз. Остается пожелать успеха молодым авторам на трудном пути в науку!

Литература

  1. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1991.
  2. Мирская Е.З. Р.К. Мертон и этос классической науки // Институт Философии Российской академии наук 2007 – 2015 [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/page48033174.htm (дата обращения 31.10.2015).
  3. Мертон, Роберт Кинг. Социология науки // Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мертон,_Роберт_Кинг (дата обращения 31.10.2015).
  4. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов; Институт философии Российской академии наук. М.: Гардарики, 2001. С. 90. ; Рафаил [Карелин Р.Н.]. Христианство и модернизм // Православная энциклопедия Азбука веры [Электронный ресурс]  URL: http://azbyka.ru/xristianstvo-i-modernizm.shtml (дата обращения 31.10.2015).
  5. Рафаил [Карелин Р.Н.]. Христианство и модернизм. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999. С. 103-105. ; Он же. Христианство и модернизм // Православная энциклопедия Азбука веры [Электронный ресурс]  URL: http://azbyka.ru/xristianstvo-i-modernizm.shtml (дата обращения 31.10.2015).
Категория: Как писать грамотно | Просмотров: 5081 | Добавил: мим | Теги: методика, аспирантам, А. Д. Похилько, наука, статья, студентам | Рейтинг: 3.6/19
Всего комментариев: 0
avatar