Главная » 2016 » Февраль » 16 » Как грамотно написать и защитить реферат, курсовую или дипломную работу, диссертацию
23:47
Как грамотно написать и защитить реферат, курсовую или дипломную работу, диссертацию

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова
главный редактор электронного литературного журнала "Парус"
член Союза писателей России, автор оригинального дистанционного курса обучения литературному редактированию и стилистике
Ирина Владимировна Калус

Подписаться на курс обучения

Для начала скажем о том, что наш курс по "Литературному редактированию и стилистике", будучи адресованным преимущественно выпускникам вузов, магистрантам, соискателям и аспирантам, не содержал прямых рекомендаций по написанию академических работ. Мы рассматривали лишь наиболее характерные черты научного стиля и умение работать с ними на практике. Но со временем обозначилась необходимость создать такие рекомендации, которые в совокупности с курсом дают 100 % гарантию успешного прохождения любого вузовского испытания. 

В данной статье собраны советы по созданию аттестационного вузовского текста, который студент или аспирант предоставляют на оценку профессорско-преподавательского состава. Такие тексты называют рефератами, курсовыми или дипломными работами. По сходной кальке пишутся и диссертации, только масштаб и глубина исследования, равно как и степень самостоятельности, уже иные. В любом случае, основная часть любой академической работы представляет собой самостоятельное рассуждение, написанное в рамках научного стиля, который требуется соблюдать на протяжении всего текста.

Надо сказать, что с точки зрения подачи проблемы существует бесконечное множество структурных видов академических работ. И здесь трудно дать какой-либо универсальный рецепт - его просто не может быть, потому что Вы обязательно идёте вслед за материалом, фокусируя, к примеру, теоретические разработки в первой главе, а их непосредственную реализацию - во второй; иногда же каждая из глав посвящена одному из теоретических аспектов исследования, здесь же снабжённому Вашими практическими иллюстрациями, конкретными примерами и дополнениями. Не последнюю роль в формировании структуры  академического текста играют требования Вашего научного руководителя. В завершении разговора на эту тему, сразу отметим, что двухчастная структура при очевидной простоте и логичности наиболее уязвима на защитах, поскольку в большинстве случаев теоретическая глава выглядит несамостоятельным (вторичным) текстом, представляющим собой перечень выдержек из трудов учёных, лишённым всякой аналитики. Но если избежать этой распространённой ошибки, то можно смело выбирать структуру из двух частей.

Добавим, что здесь мы не рассматриваем такие нюансы, как правильная вёрстка (сегодня у нас каждый школьник, освоивший клавиатуру, может "набрать" даже диссертацию, совершенно не имея представления, например, о видах тире, неразрывных пробелах, непечатаемых символах, расстановке абзацных отступов, правильном наборе заглавий и т.д.), логика исследования, работа с фактическим материалом, реферирование, умение выбирать заглавие и подзаголовки, стилистическая грамотность и т.п. Всему этому мы учим в полном курсе "Литературного редактирования и стилистики". Здесь же Вы увидите готовый, вполне добротный каркас, который Вам останется обшить своим материалом.

Итак, технические требования:

нумерация с третьей страницы (справа внизу), шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Параметры страницы: 2–2,5 см вверху и внизу, 3 см слева, 1,5 см справа. Титульный лист, Содержание, названия разделов, термины понятийного аппарата во Введении выделяются жирным шрифтом.

Если это не было заранее оговорено научным руководителем, то стандартный объём реферата составляет приблизительно 12–18 страниц, курсовой работы — 25 страниц (плюс — минус 3–4 страницы), дипломной работы — от 60 страниц (но не более 90), диссертации на соискание учёной степени кандидата наук — от 160 страниц, в среднем — 180–210 (в зависимости от специальности: например, филологическое исследование с цитированием стихотворных фрагментов может занять и больший объём).

Образец титульного листа (он не нумеруется, шрифт - жирный):

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.А. ШОЛОХОВА»

Филологический факультет

Кафедра литературы

Квалификационная выпускная работа (Курсовая работа, Реферат)

ЗАГЛАВИЕ

Выполнил: студент (курс, отделение)

ФИО

Научный руководитель: степень, должность,

ФИО

Рецензент: (для выпускной работы) степень, должность,

ФИО

Москва год

Далее идёт вторая страница, на которой уже должен стоять номер (стандартная нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу или внизу по центру), шрифт - жирный:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………….........................................................................….№ стр.

ГЛАВА I. Заглавие (возможно дробление на подразделы или параграфы).....................№ стр.

ГЛАВА II. Заглавие (возможно дробление на подразделы или параграфы)....................№ стр.

ГЛАВА III. Заглавие (возможно дробление на подразделы или параграфы)....................№ стр.

Заключение…………………………….....................................................….................... № стр.

Библиографический список……………...........................................................................№ стр.

Затем следует третья страница:

ВВЕДЕНИЕ

Начинается с краткого введения в тему исследования и постановки проблемы. Говорится о месте и значимости рассматриваемой научной проблемы в научном процессе. Как правило, этот момент занимает от половины до двух страниц.

Далее мы вводим понятийный аппарат, термины которого лучше выделить жирным шрифтом, чтобы преподаватель сразу видел, что все необходимые понятия во Введении есть.

Актуальность. Здесь мы поясняем, почему именно сегодня обращаемся к данной теме. Подчёркивается насущность затрагиваемого вопроса, его малоисследованность в тех или иных аспектах.

Предмет исследования — это избранная для рассмотрения проблема.

Объект исследования — это материал, на котором Вы будете проблему рассматривать.

(Приведём пример: Предмет исследования: Мотив карнавальности в лирике А. А. Блока. Объект исследования: стихотворные циклы «Кармен», «Фаина», «Снежная маска».)

Цель: формулируется как тема, только в побудительном наклонении (например, если тема «Мотивы одиночества в лирике А.А. Блока», то цель обозначим так: проанализировать мотивы одиночества в лирике А.А. Блока).

Далее, исходя из поставленной цели, формулируем задачи, например:

1. Обозначить…

2. Рассмотреть…

3. Выявить….

Один из самых простых путей правильно сформулировать задачи — поставить название глав работы в побудительное наклонение, таким образом, каждая глава исследования будет решать одну задачу и Вас нельзя будет упрекнуть в нелогичности или в том, что какую-либо из поставленных задач Вы не решили.

Степень разработанности темы.

Здесь необходимо осуществить обзор научной литературы в пределах заявленной проблемы, обозначить существующие концепции, проследить их хронологию, назвать имена ведущих специалистов. Следует также пояснить, что осталось не затронутым исследователями применительно к Вашей теме (последний пункт особенно важен для дипломных и ещё более — для диссертационных исследований).

Новизна (для выпускной и диссертационной работы).

В этом разделе говорится о том, какие именно теоретические и практические аспекты исследования проблемы привнесли именно Вы.

Ведущие понятия.

Раскрывается чёткое значение терминов и понятий, с опорой на которые будет проходить исследование.

Положения, выносимые на защиту (для выпускной и диссертационной работы).

1. 2. 3 и т.д. (лучше сформировать их по количеству глав, чтобы соблюсти логику исследования) Это итоговые тезисы можно назвать основными мыслями каждой главы. Они должны звучать кратко (1–3 предложения — каждое положение), чётко и стилистически выверено.

Помните, что Положения, наряду с целью и задачами — визитная карточка Вашей работы.

Практическая значимость.

Объясняется прикладное назначение исследования (например, возможность использования материалов работы на уроках, факультативных занятиях, лекциях, в научном обиходе, в других исследованиях и т.п.).

Перспектива исследования

В данном разделе Вы обозначаете линии, по которым исследование могло бы быть продолжено.

Структура работы. 

В этом разделе Введения Вы даёте краткую схему построения Вашей работы.

Образец: работа состоит из 3 глав, Введения, Заключения, и Библиографического списка, насчитывающего 75 источников. Общий объём – 79 страниц.

Далее с нового листа начать основную часть работы, состоящую из 2–5 и более глав.

ГЛАВА №…. Заглавие.

Каждая глава должна начинаться с вводного абзаца, в котором разъясняется, чему именно посвящена данная глава и что следует сделать для решения поставленной в главе задачи. Завершать главу должно краткое рассуждение, подводящее итог и дающее ответ на поставленный вопрос. Главы должны соотноситься по объёму (т.е. быть приблизительно одинаковыми по числу страниц (плюс — минус 3–5 страниц).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводятся общие итоги исследования и ещё раз уточняются выводы по каждой главе. Выводы должны соотноситься с поставленными задачами и общей целью. Т.о. цель и задачи будут решены. Намечаются возможные перспективы исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (Внимание: избегаем некорректных формулировок: "Литература" (очень широкое заглавие) или "Использованная литература" (звучит двусмысленно, да?))

Количество наименований для реферата — от 15 источников,

для курсовой работы — от 25;

для выпускной – от 50,

для кандидатской диссертации — от 150.

Фамилии исследователей должны располагаться в алфавитном порядке. Работы последних 4–5 лет должны преобладать.

Библиографический список (пример оформления):

1. Батюто А. И. Идеи и образы: К проблеме «И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский в 1870-е годы» // Русская литература. – 1982. – № 1. – С. 76–96.

2. Гречаник И. В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX–XX столетий [Электронный документ] // Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_g/grchnk00.php. Дата обращения: 16.02.2016.

3. Осмоловский О. Н. Достоевский и русский психологический роман. – Кишинев, 1981. – 167 с.

Список должен иметь единую нумерацию (чтобы было видно, сколько всего источников было задействовано) и разделы, например: I. Художественные тексты; II. Монографии и исследования; III. Статьи и публикации; IV. Воспоминания современников; V. Учебники и учебные пособия; VI. Справочники, словари и энциклопедии (даны примерные названия разделов).

Следует помнить о том, что:

- названия глав должны выражать суть проблемы (Верно: «Мотивы одиночества в ранней лирике А. А. Блока как воплощение тоски по идеалу», «Образ лирической героини в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Не верно: «Ранняя лирика поэта», «Цикл “Стихи о Прекрасной Даме”»).

- в написании инициалов писателей необходимо соблюдать единообразие. Академический стиль предполагает, что на протяжении исследования все фамилии (писателей, критиков, учёных и т.д.) предваряются двойным инициалом.

- стиль: избегать как отчётности, так и излишней пафосности, двусмысленности, недоговорённости, абстрактности.

- не ставить риторические вопросы, восклицания (это стилистические фигуры, не принадлежащие академическому стилю);

- цитаты: все должны быть приведены со ссылками. Один из наиболее удобных вариантов оформления: после цитаты в круглых скобках ставятся две цифры, напр. (45, 276). Первая цифра — номер источника в библиографическом списке, вторая — номер страницы). Ссылки на текст исследуемого писателя, учёного, мыслителя в выпускной работе (а лучше, если и в курсовой) даются только по собраниям сочинений (по полным, если таковые имеются) или по наиболее авторитетным изданиям (это особенно важно для диссертаций и квалификационных выпускных работ).

ПРИЛОЖЕНИЯ I, II, III и т.д. располагаются после Библиографического списка, если в них есть необходимость. В них помещаются иллюстрации, схемы, графики, результаты анкетирований, интервью с исследователями или писателями, имеющими отношение к Вашей проблеме, выдержки из рукописей, которые ранее не публиковались (Дневники, Записные книжки и т.п.). 

Перед тем, как сдать работу, её необходимо внимательно перечитать на предмет опечаток и стилистических погрешностей! Сроки сдачи рефератов и курсовых работ определяет научный руководитель, однако нужно учесть и то, что, во-первых, на её чтение потребуется некоторое время (как правило, к сроку преподавателю нужно бывает прочесть 10–15 работ); во-вторых, представленный вариант курсовой или реферата может требовать значительной доработки, поэтому в запасе у Вас должны быть две недели на переделку текста. Традиционный срок сдачи квалификационных выпускных работ: за полгода до защиты – черновые варианты библиографии, подробного плана работы, наброски к некоторым главам; за три месяца – полный черновой вариант. За месяц до защиты работа должна быть полностью готова (одобрена научным руководителем) для передачи рецензенту. Срок сдачи диссертационного исследования определяют научный руководитель, кафедра, отдел аспирантуры. Помните о том, что иногда с момента окончания текста до процедуры защиты проходит 6–12 и более месяцев (обсуждения каждой главы или черновых вариантов на кафедре, процедура предзащиты, чтение диссертации оппонентами, перегруженный график защит и т.д.). Порядок защиты курсовых работ и рефератов определяет научный руководитель.

При защите выпускной работы Ваше слово должно звучать не более 7–10 минут (для диссертации — не более 20 минут) и отражать основное содержание исследования.

Краткая схема защитной речи (для дипломной работы): «Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, уважаемые присутствующие, разрешите представить вашему вниманию выпускную работу по теме: «…» Далее приводятся весь понятийный аппарат введения (актуальность, цель, задачи и т.д.), характеристика работы, описывается её ход: «В первой главе мы рассматриваем….. и приходим к выводу о …. Во второй главе исследуются… Третья глава обращена к...»

Иными словами, по каждой главе составляется краткое резюме, а если позволяет время, то с наиболее показательными примерами, конкретными элементами Вашего анализа проблемы. В завершение озвучивается вывод и намечается перспектива исследования. Финальные слова: «Благодарю за внимание. Готов(-а) ответить на ваши вопросы».

После ответов выпускника на вопросы комиссии рецензент и научный руководитель зачитывают свои отзывы. Выпускнику предоставляется слово для ответа на замечания (в первую очередь, необходимо поблагодарить за сделанные рекомендации и внимание к работе, затем либо корректно отклонить замечания, объяснив свою позицию, либо принять рекомендации, пообещав учесть их в дальнейшем).

Если вопросы исчерпаны, студент завершает защиту благодарственным словом в адрес университета, факультета, кафедры, преподавателей, рецензента, руководителя и слушает защиты других дипломных работ. По окончании всех выступлений комиссия проводит закрытое совещание, а затем, пригласив дипломников, оглашает результаты. Желаем удачного написания академических работ и благополучной защиты!

 

 

Подписаться на курс обучения

 

Категория: Как писать грамотно | Просмотров: 902 | Добавил: grechanic | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar