Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Б |
БЛАГОРОДСТВО
Благородный человек:личностная автономия в восточной культуре
Жубинский А.И., Похилько А.Д.nauka2007-2008@mail.ru
В восточном варианте личностной автономности сознания индивидуальное подчинено общественному. Удалось выявить около ста различий между цзюнь цзы и сяо жэнь [1]. Можно отобразить наиболее характерные черты благородного человека в сравнении с простым человеком.
Различия благородного и простого человека (по Конфуцию) состоят в следующем:
Благородный муж (БМ)
Простой человек (ПЧ)
1. БМ: следует долгу и закону, никогда не забывает о жизненном Пути (автономен). Руководствуется моралью.
ПЧ - думает, как бы получше устроиться и получить выгоду (гетерономен). Руководствуется корыстью.
2. БМ: спокоен, безмятежен, беспристрастен. Ожидая воли Неба, свободен. Судит себя сам через волю Неба (совесть).
ПЧ - тревожен, озабочен. Не зная воли Неба, зависим от людей. Его судят другие, он не может судить себя (стыд).
3. БМ: не подобен инструменту (вещи), он - творческая личность (культурен). Требователен к себе, совершенствует себя.
ПЧ - развит односторонне, жизнь обеднена и сводится к социальной функции. Требователен к людям, но не совершенствует себя.
4. БМ: следует ритуалу по долгу сердца (религиозно автономен).
ПЧ - следует ритуалу внешне (религиозно гетерономен).
5. БМ: управляет народом, потому что может управлять собой.
ПЧ - подчиняется, не может управлять собой.
6. БМ: во всем знает меру.
ПЧ - не знает меры.
7. БМ: всегда имеет свой большой Путь, оставаясь самим собой. То, что ищет благородный человек, находится в нем самом.
ПЧ - ищет себе подобных. Имеет малый Путь. То, что ищет простой человек, находится в других людях.
И так далее. Этот список можно продолжать и продолжать.
Суть в том, что благородный человек - носитель общественного сознания, социальной рациональности и одновременно является сильной личностью и творческой индивидуальностью. Социальная рациональность выражена в виде таких феноменов духовной культуры как мораль, закон, религия, философия, искусство, политика.
Простой человек - носитель массового сознания, общественной психологии. В благородном человеке воплощается единство, гармония общественного и индивидуального сознания, а простому человеку отказано в индивидуальности, подлинно личной автономности.
Общественное начало превалирует в благородном человеке и может показаться, что конфуцианство не оставляет вообще места для индивидуальности, но это не так. Кстати, нет сомнения, что индивидуальность присуща даосам, однако, с точки зрения китайцев, и даосизм, и конфуцианство - это одно и то же. А потому в обоих течениях представлено и общественное, и индивидуальное. «Благородный муж» - это не столько онтологическая реальность, сколько еще и идеал, к которому необходимо стремиться. Более того, у Конфуция имеется такая характеристика благородного человека: это тот, кто движется вверх, т. е. морально совершенствуется (независимо от его «стартовых условий»). А низкий человек – спонтанно движется вниз, т.е. деградирует независимо от его социального статуса (престижа и авторитета). Шкала оценок явно относительна, а не абсолютна. В этом смысле трудно согласиться с однозначными оценками, согласно которым коллективизм и индивидуализм универсальны и жестко детерминируют, «определяют все важные характеристики общественной жизни, начиная с устройства государства, гарантий прав личности, ее автономии и заканчивая культивируемыми в данном обществе разновидностями любви» [2]. Более приемлемой является точка зрения Хартера, который говорит о том, что обычная установка рассматривать восточные культуры как культуры коллективистского типа, а западные – индивидуалистического (личностно автономного), слишком упрощает суть дела [3]. В культуре личностной автономии слишком большая степень неопределенности, множество параметров детерминации и самодетерминации. Социокультурная реальность вообще содержит в себе вероятностное содержание, и человек живет в измерениях возможностей, но особенно это характерно для новой социокультурной реальности нетрадиционного, информационного общества, который можно охарактеризовать как вероятностный [4].
Вопросы для диалога
1. В чем сущность благородного человека?
2. Чем отличаются благородный человек и простой человек?
3. Благородными становятся или рождаются?
Примечания
1. Древнекитайская философия: собр. текстов в 2 т. М., 1972. Т. 1-2. С. 139-174.
2. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997. С. 4.
3. Harter S. The construction of the self. A development perspective N.-Y., London, The Guilford Press, 1999.
4. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в дина-мично изменяющемся обществе. М., 2000. С. 92-94.
Благородство: понятие
Макеев А., nauka2007-2008@mail.ru
Благородный – человек несущий благо всего своего рода, многих поколений, благо накопленное и преумноженное. Происхождение значения не имеет. В силу обстоятельств можно занять положение, приобрести титул, но … Благородство – это внутреннее наполнение, благородного человека обстоятельства сделать не могут. Благородный – человек с чувством собственного достоинства. Благородство – не унижение другого.
Благородство – готовность жертвовать собой, способность ставить что-то выше личных желаний. Человек с неким внутренним стержнем, глазами, излучающими уверенность – благороден. Внешнее благородство облика – лишь следствие внутреннего.
Человека определяют его поступки. Только поступки раскрывают истинную сущность человека, определяя, тем самым, степень благородства, так же, как и интеллигентности. Благородный человек должен быть, в первую очередь, снисходителен. Снисходителен к слабостям и порокам других.
Ему присуще умение прощать, хотя это вовсе не значит, что не нужно уметь постоять за себя. Каково бы ни было происхождение и положение не унизить этим другого – вот благородство. Уважение к людям. Интеллигентность – частный случай благородства. Жертвенность. Щедрость, причем не только душевная.
Благородство – это когда ты отдаешь людям все, что можешь, и одновременно прощаешь этих людей за то, что они на это взаимностью не отвечают. В общем, поступки и дела, дела и поступки. И при этом меньше тыканий себя в грудь, упиваясь своим благородством.
Благородство – это внутренняя культура, которой обделены многие люди. Благородный человек уверен в любом своем действии и слове, т.е. благородный человек, человек уверенный в себе и любящий свое окружение, как бы отдающий себя ему; это тот человек, который не предаст, по-может, пояснит, который для других отдает больше, чем получает сам.
А как можно назвать благородным человека, который когда-то любил, а потом старается очернить в глазах окружающих этого же человека, просто для того, чтобы убрать его с дороги? И это уважаемая личность среди данных людей… Благородство человека проявляется при определенных обстоятельствах, так же как и его низменность.
Благородный человек всегда честный, готовый всегда помочь в трудную минуту, терпим к недостаткам окружающих, снисходителен к глупости и уважающий мудрость.
В разные эпохи развития человечества понятие «Благородство» принимало различное содержание. Нравственность эксплуататорского общества обычно придавало «Благородству» сословный смысл, наделяя этим качеством преимущественно господствующие классы. Так рабовладельческая мораль считала «Благородство» достоянием лишь избранных, аристо-кратии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным потребностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом. В феодальном обществе – «Благородство» стало пониматься как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение. Низменность мотивов приписывалась «черни» и тем представителям, деятельность которых, так или иначе, подрыва-ла господство феодальной аристократии. Буржуазное сознание начинает толковать «Благородство» как индивидуальную собственность человека.
Благородство – это когда ты делаешь доброе незаметно, не ради признания и наград. Об этом хорошо сказала Римма Казакова: «Как часто вся награда за тру-ды – сознание исполненного долга». Не надо думать, что благородство проявляет-ся в каких-то особых случаях. Но есть свой собственный суд и собственное пред-ставление о чести и достоинстве. Выполнить простую, казалось бы, просьбу бы-вает подчас не так просто – каждый из нас знает это по себе.
Если вы умеете ценить то, что возвышает человека и поднимает его в собственных глазах, вы на правильном пути. Если вы скептически относитесь к проявлению великодушия, бескорыстия, всегда прикидываете, «а что я с этого буду иметь?» – вам есть над, чем серьезно задуматься.
И если вы искренне хотите поступить благородно, попробуйте, для начала, сделать что-то хорошее и доброе для других, чтобы об этом никто не узнал.
Вопросы для диалога
1. Что такое благородный человек?
2. Больше благородных людей становится в России или меньше, как вы думаете?
Примечания
1. Словарь русского языка: гл. ред. А.П. Евгеньева. 2-е изд. М., 2003.
3. Словарь по этике: под редакцией И.С Кона. М., 2005.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/13-1-0-17 | |
Просмотров: 376 | | |
Всего комментариев: 0 | |