Гениальность: о способностях
Чудова Л.К., broccoli@bk.ru
Гениальные люди были во все времена. Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что гениальность – это божественный дар, а гений – человек, от природы наделённый особыми способностями. В философии античной культуры появилось понятие «талант» – это высокая степень способностей к определенному виду деятельности. В прошлом (18) веке появился термин «одарённые дети», то есть те, кто имеет потенциал, может стать талантливым при определённых условиях. Совсем недавно уникальных детей стали называть «дети-индиго» – это дети, обладающие феноменальными, выходящими за рамки обычного способностями: таланты, гении, телепаты, экстрасенсы и т.п. Но давайте все же выясним, возможно ли это – стать гением? Или гением можно только родиться и это является абсолютно невозможным, развить свои способности, умения до высшей степени, то есть стать гением?
Степень гениальности как таковой может быть различной. Одарённая личность, талант, гений – восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений, тогда как индиго – феноменальный дар, развить который в ребёнке совершенно невозможно. Вундеркинды – это дети, воспринимающие мир иначе, чем их сверстники, они острее чувствуют несправедли-вость и фальшь, умело анализируют и сопоставляют различные явления, которые наблюдают, и делают последовательные выводы. Такого ребёнка очень легко обидеть, его ранит любое неосторожное слово. Если малыш находится под гнётом родительских амбиций и не оправдывает их ожиданий – это может обернуться огромной психической травмой.
Большинство гениев неуклюжи, ведь мысль у них «работает» быстрее, чем тело. Желая воплотить в своём ребёнке собственные мечты и несбывшиеся планы, родители начинают усиленно развивать имеющиеся задатки: отдают детей в музыкальные школы, спортивные секции, художественные колледжи, на языковые курсы и т.д. Можно ли таким образом слепить гения? Ответ однозначный: нет. Для гениальности нужны природные предпосылки, и есть они всего у 1-2% детей. Гениальный ребёнок сверхактивен и возбудим, любые стрессогенные ситуации он переживает острее, чем сверстники, поэтому часто склонен к истерикам и суицидам, расстройствам. Гении чрезвычайно уязвимы в плане здоровья, как психического, так и физического.
Успех любой деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Но знание и умение могут усваиваться рьяным трудом при отсутствии способностей в этой области, потому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества психических процессов, которые лежат в основе овладения знаниями и умениями.
Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в разнообразных видах деятельности.
Дар предвидения – полная противоположность способностям. Обладающий им человек может вообразить то, чего никто не видит и чего, воз-можно, просто не существует. Его воображение рисует четкий, ясный живой образ. Он может быть чем-то зловещим, но чаще всего это нечто идеальное: город, симфония, изобретение, утопия. Для человека, обладающего даром предвидения, критическим испытанием является неспособность – отнюдь не нежелание что-либо объяснить.
На мой взгляд, гениальность нельзя отвергать, человек со специфическими способностями выделяется среди «серой массы», и это не является чем-то ужасным, даже наоборот. Однако, в основном, наше жестокое общество не воспринимает людей, обладающих каким-то даром, возможностями отличными от других. Такие люди становятся «белыми ворона-ми». Особенно, если специфические способности проявились в раннем детстве, среди остальных детей гений будет выделяться и его могут дразнить, подавлять, даже могут посчитать опасным для общества, ведь в наше время люди очень жестоки, а дети в особенности. Гениальность чада – приговор для родителей и очень серьезное испытание для самого ребенка. При правильных действиях родителей, ребенку удастся заслужить уважение и занять достойное место в обществе, несмотря на его неординарные, и очень часто, пугающие других людей способности.
Вопросы для диалога
1. Можно ли делать и сделать ребенка гением?
2. Как вы считаете, не является ли гениальность проявлением психических расстройств человека?
3. На ваш взгляд, сможет ли когда-либо гениальный человек получить признание в обществе?
4. С чем может быть связано появление у человека сверхспособностей?
Примечания
1. Большой психологический словарь: сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004. 672 с.
2. Новейший философский словарь: сост. А.А. Грицанов. М., 1998. 896 с.
3. Философия: Энциклопедический словарь.: под ред. А. А. Ивина. М., 2004. 1072 с.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/15-1-0-29 |