Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Г |
ГОРДЫНЯ
Гордыня как главный грех
Васильков А.Д., pohilkoad@mail.ru
Понятие гордыни кажется устаревшим, но это не так. Если гордость – очень высокая самооценка, раскрывающая ценность личностного бытия, то гордыня – это уже порок [1]. Любая добродетель обесценивается, когда ею гордятся. Людей, которые перешли от гордости к гордыни, гораздо больше, чем мы думаем. Вред гордыни уже в том, что этот вред незаметен.
Вспомним притчу о мытаре и фарисее [2]. Мытарь говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику». Фарисей лишь благодарил: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Почему фарисей не имеет права гордиться своей праведностью? Почему в православии гордыня резко осуждается? Почему льстить человеку считается отравлять его ядом гордыни, останавливать в его движении вперед? Почему истинная любовь выражается не в похвалах, а в спасении души?
Я думаю потому, что люди бывают наказаны за гордыню совершенно независимо от того, верят ли они в Бога или нет. Гордыня духовно ослепляет, а ее антипод, смирение, наоборот, отверзает духовные очи, выражаясь высоким слогом. Христианство считает гордыню самым большим грехом, источником всех других грехов. Остается вопрос: но почему же это так? Просто невероятно, неужели гордыня хуже убийства и воровства?! Вопрос этот не совсем корректен. Христианство видит корни убийства в гневе, а воровства – в зависти и лени. Гордыня – самый глубинный внутренний порок человека, она гнездится в самом ядре личности, во внутреннем лице. Можно ли идти по земле с огромным зеркалом в руках, любуясь на себя, как Нарцисс, не глядя себе под ноги? Я – хороший, а остальные плохие и достойны быть только моими рабами [3]. Бух!
Парадокс и загадка: завышенная самооценка «заразительна», передается другим людям. Сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит, а сам себя расхвалил, начали тебя нахваливать. Такая гордыня в моральном аспекте безобидна [4]. Например, как это ни смешно, мужчины гордятся тем, что они мужчины, а женщины, – что они женщины. Каждый патриот гордится своей родиной. Муж считает свою жену самой красивой, а преподаватель – свой предмет самым главным и т.д. Я (лично я сам!) мыслю ясно и отчетливо, что я хороший. О других я этого не знаю, врать не буду.
Вывод: даже гордость рискованна, но она еще полезна, гордыня – уже несет духовный вред, поскольку она духовно ослепляет. Критикуя гордыню, мы лучше понимаем абсолютную ценность смирения. Однако даже смирением нельзя гордиться. Подлинно смиренный не видит себя смиренным. Надо благодарить тех, кто помогал в духовном росте, указы-вая на ошибки и недостатки.
Исключающая альтернатива: религия социоцентрична, выражает ценность традиции и принижает автономию личности, перенося акцент на персоноцентризм и теономию, требуя уважения только к абсолютным ценностям. Именно поэтому неправомерно главным грехом становится гордость (гордыня).
Дополняющая альтернатива, на наш взгляд, лучше всего подходит для диалога. Она состоит в том, что немного завышенная самооценка – норма. Даже спесь не так уж и страшна при наличии многих желающих ее сбить. Тщеславный подобен суеверному, хотя и он имеет право на иллюзию. Однако в своих интересах лучше не воображать себя Наполеоном (это уже слишком!).
Вопросы для диалога
1. Чем отличаются гордость и гордыня?
2. Вредна или полезна гордыня и почему?
3. Правы ли христиане, считая гордыню самым большим грехом?
4 Можем ли мы гордиться нашей Родиной?
5. Этично ли гордиться собой, любить себя?
Примечания
1. Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 90.
2. Библия. Лука 18: 11.
3. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М., 1999. С. 103-105.
4. Гильдебранд Д. Сущность христианства. СПб, 1997. С. 202.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ | |
Просмотров: 368 | | |
Всего комментариев: 0 | |