Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Г |
ГУМАНИЗМ
Гуманизм: понятие и проблема.
Домбровская Т.И., nauka2007-2008@mail.ru
Утверждение «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо» допускает множество различных толкований понятия человеческое. Где простирается водораздел человеческого и нечеловеческого? Этимологически слово гуманизм происходит от термина «человечность». Гуманное отношение к чему-либо или к кому-либо означает не что иное, как человеческое отношение. Этимологическое и обыденное значения этого слова совпадают. Но как определить понятие гуманизм с точки зрения философии? Важно различать гуманизм как явление и теоретическое исследование гуманизма.
Это понятие восходит к эпохе Возрождения. Именно к этому периоду относится процесс становления вполне автономной личности, развития личностного самосознания, индивидуального сознания, освобождение индивида от всеобщей регламентации жизни (сословной, церковной, производственной). Философское исследование понятия гуманизм становится возможным в связи с происхождением самого этого феномена, т.е. человека как автономной, самостоятельной, самодостаточной личности и вместе с тем немыслимой и невозможной вне общественного, социального. Антиподом гуманности, человечности, следовательно, является антисоциальность, антиобщественность.
Экзистенциализм доводит исследование человеческой субъективности до полного разрыва индивидуального и социального, лишая тем самым индивидуальное его субстанциальной основы. «Человек Я-бытия Хайдеггера – цель экзистенции, человек, для которого действительная жизнь лишь в общении с самим собой, пагубная игра духа» [1].
Сартр усматривает гуманизм в том, что в человеке его существование предшествует его сущности. Индивидуальное развитие противопоставляется в этой философии историческому развитию человечества. Поэтому становление отдельного индивида не детерминировано условиями жизни общества. Изначально обреченный на свободу, каждый отдельный индивид всей своей жизнью реализует собственный, единственный в своем роде «проект» и несет полную ответственность за свое самоосуществление.
Выражение «зверски убит» – не более чем метафора, если только убитый не растерзан животным, например, волком. Животное действует инстинктивно, но невозможно убивать других людей под влиянием инстинкта, если речь не идет о самозащите. Мотивы убийства всегда носят социальный характер. Когда ставится вопрос о гуманизме, то под понятием человек подразумевается, что он не только и не столько биологическое существо, сколько социальное, общественное. Чисто биологические, органические потребности, чувства людей приобретают социальный характер. Мотивы любви, мести, ненависти, протеста, справедливости, стремления к красоте, к свободе, вере, чувства патриотизма, совести не связаны с биологическими потребностями. Нравственные, политические, эстетические чувства и потребности служат проявлениями и критериями гуманного и негуманного отношения человека к другим людям, к обществу и, напротив, – общества к человеку, личности.
В доисторический период дикости род оставлял беспомощных стариков, и это не было негуманным отношением. В наше время оставить раненого в бою солдата негуманно. В драме «Полет над гнездом кукушки» показано доведение до нечеловеческого состояния в психиатрической клинике здорового человека, что является бесчеловечным и негуманным. На-против, лишение жизни своего психически искалеченного друга – поступок гуманный в высшей степени.
Гуманизм – явление социальное, и его философское, теоретическое исследование невозможно вне социальности, культуры, нравственности; с другой стороны, проблема гуманизма возникает при наличии в обществе автономной, самодостаточной личности.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ | |
Просмотров: 361 | | |
Всего комментариев: 0 | |