Дар древний и современный
Богданова Ю., nauka2007-2008@mail.ru
Если обратиться в историю, то мы обнаружим, что интерес к подарку, как предмету исследования, возник не так давно, точнее, во второй половине ХIХ в. Основы же изучения данного феномена были заложены Марселем Моссом в XX веке (1872-1950-е годы). В работе, которую называют антропологическим шедевром, «Очерк о даре. Форма и основания обмена в архаичных обществах», автор на основе большого количества культурного материала показал значение даров как всеобщей формы обмена задолго до возникновения экономических товарно-денежных отношений и рынка.
Автор приходит к выводу: дары формально добровольны, но реально обязательны: давать, принимать и возвращать дар – это обязанности, нарушение которых влечет за собой серьезные социальные санкции. Явление обязательного дарообмена – основа культуры в историческом развитии.
По мнению сторонников М. Мосса, основа общества – социальное неравенство. Неравенство в первобытном обществе ещё скрыто, но уже очевидно. Оно проявляется через закрепление статуса в коллективе, исходя из ряда критериев (возраст, авторитет, престиж и т.д.). Дар – выражение статуса. Дарение возвышает личность, а принятие – принижает.
Ради престижа и власти (парадокс!) надо отдавать как можно больше. Сегодня роль «редистрибуции» берет на себя «подарок-взятка». Право же редистрибуции принадлежит лидеру коллектива, позиция которого с самого начала стабильнее, чем у других лидеров. Подарок – это закамуфлированная форма взятки при таких условиях:
1) плата за определенную услугу;
2) подарок незнакомому человеку, а не члену социальной сети;
3) подарок и услуга слишком близки по времени;
4) подарок и ожидаемая услуга примерно равны по стоимости.
Марсель Мосс полагал, что рынок со временем вытеснит систему дар – одаривание, но нынешние исследования показывают, что рыночные отношения прекрасно, как и ранее, уживаются и переплетаются с традиционным обменом дарами.
Вопросы для диалога
1. Возможно ли, на ваш взгляд, в будущем общество дарения, но более благородное, чем первобытное?
2. Почему девушки любят, когда им дарят цветы?
3. Что значит «продажность» личности?
Примечания
1. Потлач // Большая Советская энциклопедия. М., 1974. Т. 17.
2. Гофман А.Б. Социальная антропология Марселя Мосса // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.
4. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
6. Пряжников Н.С. S≠$, или личность в эпоху продажности. Москва-Воронеж, 2000.
7. Токарев С.П. История зарубежной этнографии. М., 1978.
8. Шаронов В.В. Рынок и смысл жизни // Основы социальной антропологии. СПб., 1997.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ |