Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Д |
Добро и зло Оганесян М.А., Похилько А.Д. nauka2007-2008@mail.ru, Существует ли добро как таковое, в качестве чего-то объективного и абсолютного? Можно подойти к вопросу о добре с точки зрения рассмотрения антитезы. Существует ли зло реально? Действительно, существует ли оно объективно и абсолютно? Нищета, несправедливость, войны, болезни, преждевременная смерть, терроризм, землетрясение – это явное зло. При столкновении с абсолютным, реальным, наглядным злом разрушается вера в гармонию, счастье, справедливость. Одним словом – в абсолютное добро. Если есть абсолютное зло, то нет абсолютного добра. И наоборот, абсолютное добро исключает зло, делает его только относительным. Отсюда следует признание зла относительным отсутствием добра (Августин). Зло противоречиво: оно и существует, и не существует. Феноменология нравственного сознания выводит на объективные ценности, которые могут наполняться субъективным индивидуальным смыслом. Или указывать на существование странных обрядов, которые можно разумно объяснить. Однако от этого они не становятся морально приемлемыми, например, каннибализм. Значит, добро и зло только относительны, релятивны? Казалось бы, объективно есть только действие, которое с разных сторон можно оценивать как добро или зло, хорошее или плохое. Вор ворует хорошие вещи, значит, делает дело хорошее, но обворованному кража кажется плохой вещью. Нравственный релятивизм опровергается от противного: все, кто признает зло относительным, в той или иной мере оправдывают его и, тем самым, признают, но (и это очень важно) не по отношению к себе, а по отношению к другим. Если меня (вас) ударят палкой по голове, то скажу ли я (т.е. вы, ударенный): «Неплохо!»?! Итак, смысл категорий «добро» и «зло» в том, что они заостряют внимание на свободе выбора, несмотря на внешние обстоятельства, детерминирующие действия людей. Делая выбор зла, человек может оценивать его как меньшее из двух зол, но не как добро. Вопросы для диалога Почему злые люди побеждают добрых? Примечания 1. Логика рассуждения Августина такова: Бог сотворил совершенный мир, поэтому зло – это отсутствие добра, точно так же, как тьма – это отсутствие света. 2. Великие мыслители о великих вопросах: современная западная философия. М., 2000. С. 177.
Добро и зло: возможен ли синтез противоположностей? Гирин П.С., nauka2007-2008@mail.ru «Великая истина – это такая истина, противоположность которой – тоже великая истина» Нильс Бор. В настоящей статье, используя законы формальной и диалектической логики, автор подводит читателя к выводу: идея синтеза идеализма и материализма логически непротиворечива, и мы можем более широко применять закон диалектического синтеза, применять его как философский принцип, например, в отношении добра и зла. Сегодня, как никогда, философия испытывает огромные затруднения по основному вопросу: создан ли мир Богом или существует сам по себе? Влиятельный американский философ Ричард Рорти в 1995 г. рассказал, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления о том, каким оно должно быть. Главным отличием человека от животных является его способность совершать логически связные умозаключения с последующим объединением их в систему. Обобщенная и проверенная система знаний называется теорией, а деятельность по обоснованию такой теории – научно-теоретической деятельностью, которой занимаются ученые. Однако крупные современные философы, логики, ученые прямо заявляют, что несостоятельность некоторых теорий объясняется тем, что плохо еще разработан механизм взаимодействия формальной и диалектической логик. Нет надежного логико-философского метода, инструмента, при помощи которого можно было бы распутать клубок проблем философии, науки и религии, схлестнувшихся в тугой узел. Сеть наук чрезвычайно разветвлена и многообразна. Сегодня обоснование теорий осложняется необходимостью сводить воедино данные многих наук, синтезируя их в целостную систему знаний. В этом проявляется категория всеобщей связи всего со всем. Для обоснования синтеза идеализма и материализма рассмотрим несколько аксиом. Аксиома – утверждение, не подлежащее сомнению в силу своей очевидности, не нуждающееся в доказательстве. I. В процессе предметно-практической и научно-теоретической деятельности в человечестве оформилось множество разнообразных наук: астрономия, математика, химия, физика, логика и др. II. Чтобы получить статус науки, система знаний должна соответствовать четырем требованиям: 1. Иметь предмет исследования. 2. Быть востребованной. 3. Иметь методологию. 4. Адекватно отражать объективную реальность. Кстати, по этим критериям астрология, алхимия и уфология не получили статуса науки. III. Адекватность наук выражается в сформулированных ими законах, постулатах, принципах, определениях, аксиомах и эксперименте. Так, в астрономии это законы Ньютона и Кеплера, в химии – периодический закон химических элементов Менделеева, в физике – законы Архимеда, Ома. Паскаля ит.д. Но философия тоже имеет статус науки, ее можно трактовать как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Как всякая наука, она формулирует свои специфические законы, свои принципы и определения типа: 1. Все развивается. 2. Развитие есть закономерное, направленное, необратимое изменение материальных и идеальных объектов. 3. Причиной всякого развития является борьба диалектических противоположностей. 4. Всякое развитие подчиняется трем законам диалектики: а) закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики; б) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; в) закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития по спирали. IV. Сама философия развивается, и развивается она по двум основаниям: 1. По определению. 2. По факту. Ведь со времен Пифагора и Сократа мировая философская мысль совершила просто фантастический взлет. V. Но один из законов, как мы видим, гласит, что причиной всякого развития является борьба диалектических противоположностей! VI. Значит, и развитие самой философии тоже вызвано борьбой каких-то диалектических противоположностей. VII. А теперь зададимся важным вопросом: какие конкретно противоречия являются причиной развития философии как науки? Это два вечно враждующих лагеря в философии: идеализм и материализм. Это главные и ярко выраженные противоположные идеологии внутри самой науки философии. Они-то и находятся в состоянии вечной войны. VIII. Но, чтобы быть этой самой движущей силой, то есть причиной развития философии, идеализм и материализм должны быть не простыми, а именно диалектическими противоположностями. IX. Имманентную диалектичность идеализма и материализма необходимо еще доказывать, скажет читатель. И, действительно, скрупулезный индуктивный анализ, касающийся диалектических противоположностей и их последующего синтеза, подтверждает, что идеализм и материализм по более чем двадцати признакам являются противоположностями именно диалектического типа. Доказательством служит вся история классической философии. X. Но из этого следует, что на основании закона отрицания отрицания, сформулированного Гегелем, идеализм и материализм подлежат в конце концов неизбежному синтезу в силу логической необходимости. По аналогии с тем, что произошло в квантовой физике. Там тоже долгое время боролись две теории: корпускулярная и волновая. Выясняя природу фотона, сторонники корпускулярной теории представили неопровержимые доказательства того, что фотон – корпускула (частица), а сторонники волновой теории – что фотон – волна. Возникла антиномия – наиболее резкая форма парадокса. Антиномия – это рассуждение, доказывающее эквивалентность двух утверждений, одно из которых отрицает другое. Выход из антиномии только один: синтез, слияние, интеграция, взаимопроникновение вроде бы несовместимых идей. Казалось бы, это нелогично – одно явление не может быть в одном и том же отношении (закон непротиворечия) двумя явлениями одновременно. Но как теория она работает и производит достоверное знание, поскольку это противоречие диалектическое. По Гегелю, синтез дает новый продукт, качественно новое, более точное и конкретное мировоззрение, новую парадигму. Много веков диалектический синтез проявлялся в виде предпосылок во взглядах таких замечательных диалектиков, как Гераклит, Кант, Гегель, Соловьев, Ильин, Маркс. Но полной своей логической завершенности, теоретической обоснованности достиг только сейчас. Таким образом, выход философии из застоя и дальнейшее бурное ее развитие возможно только через синтез идеализма и материализма, а также диалектики и метафизики, науки и религии и других противоположностей. Отметим, в частности, что «наука без религии хрома; религия без науки слепа» (А. Эйнштейн). Теория синтеза несет в себе творчески обновить функции философии. 1. Это, прежде всего, мировоззренческая функция, которая преобразуется и выступает как миротворческая и жизнеутверждающая функция, состоящая в снятии многовековых противоречий. Это конец кровавой борьбе идеалистов и материалистов, науки и религии, верующих и атеистов. Это самоотрицание материализма и реабилитация идеализма, признание его таким же равноправным каналом познания, как и наука. «Наука и религия – два окна, через которые люди смотрят в надежде постичь тайны нашей необъятной вселенной» (Фримен Дайсон). Подтверждая человекоразмерность Вселенной, синтез вселяет уверенность в завтрашнем дне, возможность выживания, спасения в холодном мире звезд и галактик. Из теории синтеза логическим образом вытекает также признание главной идеи идеализма: существование Сверхразума, Мирового Духа, Бога, Абсолюта, Творца, а также непреходящих, вечных морально-этических норм и ценностей. 2. Методологическая функция. На базе теории синтеза формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности в самых разнообразных сферах познания. Эта функция подчеркивает интеграционные процессы в науке и в обществе, например развитие междисциплинарных исследований, объединение отдельных достоверных знаний в единую целостную систему. Интеграция практически всех наук в единый конгломерат обеспечивает целостное, объемное отражение объективной реальности. В свете синтеза получают новую интерпретацию следующие теории: а) эволюция звездного вещества и структура Вселенной; б) происхождение и развитие внеземных форм жизни; в) происхождение Солнечной системы; г) механизм всемирного потопа; д) проблемы социума; ж) проблемы мышления. 3. Предсказательная и праксеологическая (социально-преобразующая) функция. Адекватно отражая объективную реальность, теория синтеза позволяет сделать достаточно точные прогнозы на будущее, на развитие глобальных экологических, социально-экономических и геополитических процессов на планете Земля. Синтез формирует новую парадигму, оказывая сильнейшее влияние на все сферы бытия: политику, религию, искусство, юриспруденцию, воспитание, экономику, историю, социологию и самоё философию. Теория синтеза позволяет решать самые глубокие проблемы познания, оснастить человека новейшими данными о мире, превращая его из агрессивного и ограниченного в интеллектуально, логически мыслящего, социально активного реформатора, борца-созидателя. Вопросы для диалога 1. Существует ли добро без зла? 2. Что означает синтез добра и зла? Примечания 1. Байбородов А.Ю. Проблема синтеза диалектического и экзистенциального методов познания в позитивном экзистенциализме Э. Пачи: электронный ресурс // www.psu.ru/psu/files/1636/44_Bajborodov.doc 2. Бакрадзе К.С. Проблема диалектики в немецком идеализме // Избранные философские труды. Тбилиси, 1981. Т. I. С. 27-241. 3. Ивин А.А. Логика. М., 2005. 4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа (из ранних произведений). М., 1990. 5. Матвеева Е.Ю., Решетникова Е.В. Философия. Словарь базовых терминов. Новосибирск, 2005. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ | |
Просмотров: 646 | | |
Всего комментариев: 0 | |