Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Д |
Добродетель и счастье Оганесян М., nauka2007-2008@mail.ru Добродетель – это стремление возвысить бытие человека личностным бытием другого человека. Делать добро другому – вот добродетель у греков. Этическая добродетель понималась Аристотелем в качестве разумного условия счастья, регулирование деятельности на основе разума, который определяет меру, середину между двумя крайностями [1]. Счастье – это длительное удовольствие, за которое не приходится потом раскаиваться и сожалеть о сделанном. Добродетель – это гарантия счастья со стороны Бога. В христианстве – это нравственные качества, в которых выражается покорность воле Бога. По Канту, добродетель и счастье вместе составляют все обладание высшим благом в одной личности, причем счастье распределяется в точной соразмерности с нравственностью [2]. Критически отзывались о добродетели А. Шопенгауэр, Ф.Ницше и другие [3]. В современном обществе понятие добродетели выглядит устаревшим, поскольку добродетель и порок рассматриваются как относительные, а не абсолютные противоположности. Мы живем в мире, который утратил добродетель, но сохранил идеал счастья уже без добродетели. Счастье все больше становится безнравственным и безбожным. Может быть, это наивно, но я призываю вас всех к идеалу добродетели. Мы не должны его забывать. Если вы видите человека добродетельного, то восхищайтесь им и ставьте в пример, особенно детям и молодежи. Вопросы для диалога 1. Может ли добродетельный человек быть несчастным, а порочный – счастливым? 2. Есть ли сегодня добродетельные люди? Какие они? Примечания 1. Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1, С. 93. 2. Кант И. Критика практического разума. // Сочинения. М., 1968. Т. 4. Ч.1. 3. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Сочинения: в 2 т. М., 1993. Т.1; 4.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Сочинения. М., 1993. Т.2. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ | |
Просмотров: 994 | | |
Всего комментариев: 0 | |