Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Д |
Духовность и предпринимательство Макаров В., nauka2007-2008@mail.ru В связи с увеличивающимся различием в доходах между сверхбогатыми и всеми остальными резонно возникает вопрос о не совсем нормальном развитии нашей экономики, и скорейшем принятии решений, способных изменить текущую ситуацию в экономике. Ведь недостаточное внимание к таким вопросам обязательно приводит к усилению напряженности в обществе, что не может не ухудшить и духовно-нравственное состояние общества. 15 августа 2000г. на Архиерейском Соборе был принят документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», часть из которого посвящена вопросам собственности, взаимоотношениям между трудящимся и работодателем, вопросам глобализации экономики. Уже прошло немало времени со времени принятия этого документа, но актуальность темы сохраняется и по сей день. Суть концепции Русской Православной Церкви по этому вопросу заключается в следующем. Совершенствование орудий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически, и в противовес бездушному стяжательству современных бизнесменов надо постепенно переходить к более разумному и умеренному потреблению, а впоследствии и к добровольному умеренному воздержанию. Согласно христианскому учению Бог является источником Добра. Зло в мире появилось как результат отклонения его творений от Божественного Промысла и проявление своеволия. Как утверждает Святое Писание, Бог не творит зла, а лишь попускает его существование согласно выбранной первыми людьми свободе во всей ее полноте. Отец наш небесный, заботясь о нас, дал нам бесценный оценочный инструмент нашим поступкам – совесть. Церковь как божественный проводник идеи нравственного совершенствования, где весь комплекс самоограничений приводит к совершенству личности. Именно Православие утверждает соработничество Бога – Его благодати и человеческой свободы. Согласно этому вся человеческая деятельность, а особенно ее экономическая составляющая, должны проверяться на соответствие тем моральным принципам, которые заложены в учении Церкви. Нужно отметить, что любое дело, не приносящее доход, заранее обречено на провал. В начале любого дела при составлении бизнес-планов изначально закладывается доходность предприятия. Кроме того, сам по себе любой бизнес аморален и стремится к получению максимальной прибыли. Как здесь соотнести его с религиозной моралью Православия, указывающую на конечную цель бытия? Верующий предприниматель с самого начала должен сверять свою деятельность с учением Церкви, учение которой совершенно не призывает к расточительности, но лишь к умеренному потреблению. Приближается время, когда нашей стране уже становится невозможно существовать за счет распродажи своих природных ресурсов, которое практически является воровством у будущих поколений. За последние десятилетия нами были совершенно утрачены национальные традиции предпринимательства, в возрождении которых должны принимать всемерное участие не только простые граждане нашего государства, но которые должны стать приоритетом для всех тех, кто облечен властью и материальным богатством. Православие особое внимание обращает на телесное здоровье, которое является неотъемлемой составной частью целомудрия человека. Товаропроизводителям новой формации нужно, в первую очередь, обратить свое внимание на экологически чистые производства. Сегодня особое внимание привлекает чрезмерное засилье всякого рода ароматизаторов, эмульгаторов и стабилизаторов в продуктах питания. Эта тревога небеспочвенна, мы практически потеряли культуру потребления экологически безопасного продовольствия. В результате уже следующее за нами поколение будет обречено на бесконечное лечение всевозможных осложнений и аллергий. Несмотря на временную низкую рентабельность экологически чистых продуктов питания и товаров народного потребления, верующие люди будут вынуждены занять именно эту нишу в производстве страны. Именно здесь видятся главные возможности для развития так недостающего сегодня среднего класса. Сегодня этим людям не нужны сверхдорогие товары и услуги, и чем скорее православный предприниматель начнет проявлять свою активность, чем больше будет таких людей, тем будет выше соответствие христианской нравственности и предпринимательства в целом. В ответ на это и Божия помощь, споспешествуя, не замедлит проявить себя во вновь возрождаемой России. Вывод состоит в том, что православие не против бизнеса и предпринимательства, но против аморальности, связанной с формой их проявления в современной России. Специфика национальной экономики России в том, что это экономика тесно связана с природой, ее циклами, ее богатствами, пространством. Однако не в меньшей мере особенности эти состоят в психологии и культуре русского человека. Умеренность в потреблении, терпеливость русского человека, связь с землей – это необходимое условие успешного экономического развития нашей страны. Вопросы для диалога Совместимы ли православие и предпринимательство? Примечания 1. Статьи о православии и предпринимательстве // http://orthodox-biz.narod.ru/ 2. Кандалинцев В. Управляет ли Бог экономикой? // http://www.bs31.narod.ru/doc6.htm
Духовность и бизнес: отношение к нему православия Похилько Т.Н., pohilkotn@mail.ru Шаповалов В.С., aspervova@mail.ru Русская Православная церковь реализует национальную идею построения справедливого социально направленного общества, прикладывает усилия к тому, чтобы сформировать нравственное лицо российской экономики. Церковь стремиться придать бурному росту предпринимательства и бизнеса направленность в духе таких истинно-христианских ценностей как нестяжательство, честность, справедливость, благотворительность, взаимопомощь и другие. И сейчас, как и в во все трудные времена российской истории, церковь помогает найти выход из кризисной ситуации. Церковь стала непосредственным участником общественного обсуждения всех важнейших экономических решений государственных органов России. Церковь поддерживает все экономические начинания идущие во благо каждого простого россиянина и всех тех бизнесменов и предпринимателей, кто трудится во имя этого блага. Однако жизнь сложнее, чем заранее составленные планы на успех. Экономика как часть нашей жизни, носит черты современной глобальной зависимости. Сегодня российская экономика, а с ней предпринимательство и бизнес находятся в глубоком кризисе, который возник на почве мирового финансового кризиса, получил свое начало в благополучных экономически высокоразвитых странах Европы и США. На фоне финансового кризиса развивается духовный кризис, у людей наступает состояние неуверенности в завтрашнем дне, теряется вера в собственные силы, в возможности государственных органов исправить тяжелую ситуацию. Важно вспомнить такие актуальные на сегодня принципы как взаимопомощь, милосердие, правильное отношение к деньгам, щедрость, умение прощать, уважение к общечеловеческим нормам морали, осознание единства, любовь к Богу и ближнему своему. Церковь стремиться помочь обществу и его государственному руководству, призывает бизнесменов и предпринимателей не использовать свою собственность лишь в своих эгоистических интересах, а призывает к справедливому распределению благ, церковь порицает своекорыстие монополистического капитала, выступает против бюрократизма, а также чрезмерной централизации государственной власти, выступает в защиту интересов простых людей и средних слоев общества – предпринимателей малого и среднего бизнеса. Об этом неоднократно высказывался Патриарх всея Руси Кирилл, в частности, в своей поездке в Калининград на встрече с деловым миром региона. Хотелось бы поддержать мнение о том, что православие не против бизнеса и предпринимательства, но его отношение к бизнесу и предпринимательству достаточно противоречиво. Православие против жестокости и аморальности, связанной со стремлением получить доход любыми способами. Главный капитал России – богатства духовной культуры русского человека. Итак, материальные инновации не существуют без инноваций духовных. Самодостаточность, умеренность в потреблении, терпеливость русского человека – это необходимые предпосылки успешного развития нашей страны и преодоления современного глобального экономического кризиса. Человек не может не грешить, но он должен каяться. Любовь к деньгам – это грех, но деньги можно использовать по-разному: для добра или для зла. Православие вполне совместимо с бизнесом и предпринимательством. Вопросы для диалога Почему М. Вебер считал, что протестантизм совместим с бизнесом, а православие – нет? Примечания 1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные труды. М., 1992. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ | |
Просмотров: 1040 | | |
Всего комментариев: 0 | |