Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » Д |
Душа: разговор о ней Мирошниченко О.В., nauka2007-2008@mail.ru Что такое душа? Разве может кто-нибудь дать однозначный ответ на этот вопрос? Она заявляет о себе в долгие часы бессонницы, когда простить не можешь своей слабости. Тогда мы называем ее совестью. Она предупреждает об опасности – и мы считаем это предчувствием. Наука же дает другое определение и говорит, что душа – это нематериальная сущность (природа) человека, дающая начало и обусловливающая жизнь организма, способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли, представляющая собой «дуновение жизни» [1]. Это душа радуется и грустит. Она может прощать. И самое главное, душа может любить. М. Пришвин тоже пытается понять, что такое душа. Он говорит: «Мне кажется, если бы много лет назад меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе, как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души как некоей сущности, обитающей в теле», но тут же он признает, что долгое время заблуждался, думая о душе так, «как говорят и думают о ней все люди». И лишь прожив много лет, понял, что «стремление любить – действие души, а душа – это и значит любовь» [2]. Каждый из нас, рассуждая на тему «что есть душа», столкнется с разными идеями и мыслями. Как же найти ту единственную и верную мысль о душе? Еще в древности задумывались над этим сложным и противоречивым вопросом. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а вселяясь в тело, «забывает» их. По Платону, все знания – лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны [3; 4]. Бааль Сулама в своей статье «Тело и душа» показывает, что душа – это зеркало человека и тут же поясняет, «суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это – духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это «я» человека. Это «я» человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого «я», духовного и вечного» [5]. Апостол Павел говорил, что «Тела наши – храм живущего в нас Святого Духа, которого имеете мы от Бога». Согласно Библии, душа есть как у человека так и у животных, только, в отличие от человеческой, она не бессмертна, то есть, распадается в момент смерти животного [6]. По этой причине благочестивые христиане, иудеи и мусульмане стремятся сливать кровь у животных перед употреблением в пищу их мяса, тщательно его прополаскивать, прожаривать, проваривать или мариновать [7]. Так что же такое душа? Каждый на этот вопрос должен ответить сам, ведь в каждом из нас есть особенный мир таинственно душевных дум. И чем прекраснее эти думы, тем возвышенней становится душа. В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей. Как важно нравственные сокровища не растерять. Мусульманин для спасения души копает колодец. У эвенков-орочонов и сегодня бытует мнение, что при рождении человека его душа «оми» выглядит как спичка. Когда ребенок подрастает, начинает ходить и разговаривать, «оми» перерастает в душу «хэян» [8]. Хорошо бы каждому из нас задуматься об этом, чтобы жизнь не уходила в вечность бесследно. Вопросы для диалога 1. Эквиваленты ли понятия «душа» и «сердце» в философии? Ответ аргументируйте. 2. Материальна ли душа, или же под «душой» мы понимаем некое чувство подсознания? 3. Можно ли сказать, что душа и тело являются нераздельным и неразлучным целым? Согласны ли вы с тем, что человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха? Примечания 1. Теософский словарь Е. П. Блаватской. 2. Пришвин М. Дневниковая проза: в 2 т. Т. 2. 3. wikipedia.org/wiki/душа 4. Аристотель. О душе. 5. Бааль Сулама.Тело и душа 6. Быт.9:1-5 7. Деян.15:28-29 8. www. gothic-irk.narod.ru/soul.html
Душа русская Шутёмова Е. Русские, как носители женского начала в культуре, имеют развитое правое полушарие головного мозга, для них характерна эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость, отсюда загадка русской души, ее богатое воображение и созерцательность. Психологи школы К. Юнга отнесли бы данный тип к интуитивно–чувственному типу, сильной стороной которого является способность к предчувствию. Русские очень ценят дружбу, но она неглубока. Русские дружелюбны с очень многими, но интенсивность их дружбы в невелика, и часто под нею имеются в виду только приятельские отношения. Важный показатель при сравнении русской и армянской культуры – это идентификация в духовной культуре. И сразу здесь становится ясно, что у русских зачастую занижена самооценка. Отчасти это свойственно русскому человеку как православному христианину, который культивирует сознание своего несовершенства, нищету духа, неприязнь к самодовольству, гордыне и самохвальству. Русская душа имеет много других интересных характеристик: доверчивость, мечтательность, вера в чудо, «обломовщина», «фантазирование», чувство стыда и застенчивости. Русская душа проявляется особо и в «культуре» распития спиртных напитков. В русской культуре это приобретает философский смысл, обеспечивая механизм трансцендирования Это лишь некоторые характеристики загадочной русской души [1]. Вопросы для диалога Стала ли сейчас русская душа уже, чем была раньше? Примечания 1. Лепихова А. Русский национальный характер // Диалог. 1998. №9. С. 23-26; Морозова Т. О национальном достоинстве великороссов // Москва. 2005. №5. С.134; Цуциев А.А. Русские и кавказцы: очерк привычных восприятий // Научная мысль Кавказа. 2001. № 1,3. С. 46, 65. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/ | |
Просмотров: 948 | | |
Всего комментариев: 0 | |