Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » З

ЗДОРОВЬЕ

Здоровье общества

Похилько А.Д., pohilkoad@mail.ru,Похилько Т.Н., pohilkotn@mail.ru

«Психодиагностика» современного общества вводит понятие «больное общество». Главным симптомом больного общества считаются социальные неврозы, рост числа психических заболеваний. В своей книге «Из плена иллюзий» [1]. Э. Фромм даже выделяет такие разделы как «Больной индивид и больное общество», «Понятие душевного здоровья», а книга «Здоровое общество» полностью посвящена этим проблемам, например, глава II называется «Может ли общество быть больным?». Наиболее яркий симптом больного общества, по Э. Фромму – это самоубийство и убийство. Другие исследователи добавляют алкоголизм и наркоманию, вызванные потерей смысла жизни.

Итак, может ли общество быть больным? Утвердительно отвечает на этот вопрос Э. Фромм, критикуя позицию релятивизма и утверждая концепцию нормативного гуманизма с ее главными предпосылками: существование природы человека и соответствующего ему общества [2; 3]. Здоровым обществом является общество, соответствующее потребностям (природе) человека. Больное общество делает большинство своих членов ущербными, несвободными и порабощает их своеобразными путями бегства от свободы: телевидение, газеты, футбол и другие мероприятия. Частично купируют болезненные симптомы труд или учеба, но их влияние очень противоречиво [4].

«Кризис», «диагноз», «болезнь» – эти понятия правомерно применяются для характеристики общественных явлений и общества в целом. Расхождения в способах «лечения»: от революции до реформ и социальной работы. Психические, нервные (а во многом и соматические) заболевания индивидов детерминированы общественными процессами.

Вопросы для диалога

1. Правомерно ли употребление метафоры «здоровое общество»?

2. Какие критерии указывают на «больное общество»?

Примечания

1. Фромм Э. Из плена иллюзий. М., 1991.

2. Указ. соч. С. 283

3. Указ. соч. С. 283.

4. Указ. соч. С. 283-290.

Здоровье микросоциума

Гирин П.С., nauka2007-2008@mail.ru

Новая цивилизация, о которой много говорят, может возникнуть путем возврата к простым и надежным формам жизни. Самоорганизация сознательных людей в современный микросоциум (коммуны) становится все более привлекательной для многих людей. Особенно характерно это для религиозных общин, которые объединяются добровольно и сознательно. На Западе это около 2000 коммун, официально зафиксированных в специальном справочнике. Фактически их намного больше. И на Востоке, и в России создаются новые коммуны со своими специфическими особенностями.

Конечно, даже самые консервативные из них (например, менониты в Канаде) всё равно интегрированы в существующий строй и полной автаркией не обладают. Не обладают, к сожалению, и социальной гармонией. По всему спектру человеческих проблем, таких как: жильё, питание, одежда, труд, отдых, семья, здоровье, коммуникации и защита жизни у всех очень много искажений, за которыми стоят человеческие страдания.

Такие коммуны, или микросоциумы, нужны. Возможно, они образ нового Мира. В морально-этическом плане – это твёрдая уверенность людей, что они живут в справедливом мире, который сами же строят. Это общество, которое является достаточно здоровым в гражданском и политическом отношении, а правовым и демократическим становится непосредственно. Социальными болезнями эти общества в основном заражаются извне. В философско-историческом плане новый виток реформации вполне возможен, он исторически закономерен, если всё возвращается на круги своя, и действует закон отрицания отрицания. Альтернативой большого общества является малое, глобализирующемуся сообществу напрашивается диалектическое дополнение адекватного микросоциума. Мы должны быть готовыми к появлению новых форм социального синтеза в грядущей цивилизации.

Здоровье человека духовное

Похилько А.Д., pohilkoad@mail.ru,
Похилько Т.Н., pohilkotn@mail.ru

Здоровье – это, прежде всего, физическая целостность (простая автономия) организма, она означает, что всякое внешнее воздействие несет угрозу (травма, удар, порез и т.д.). Болезнь – нарушение целостности человека, его гармоничного отношения к миру (универсальная автономия). Определения здоровья человека и его автономии очень близки, сопряжены в понятии целостность и гармоничность.

Главной угрозой здоровью современного человека являются нервно-психические стрессы. Понятие «стресс» ввел канадский биолог Г. Селье [1]. Стресс он определяет как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Если мы учтем, что здоровье – это способность адаптивного реагирования на требования окружающей среды, то стресс означает болезненные реакции организма, который не способен приспособиться к быстрым или сильным изменениям. Стресс – повышенное и длительное напряжение, которое организм человека может не выдержать. Причем душевное потрясение может быть и горем и радостью. Нелегко себе представить, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические реакции в организме, но это так.

Стресс может и не приводить к поражению организма, если широк диапазон его приспособляемости. Именно приспособляемость – главная черта жизни. Есть два способа выживания: приспособляемость и борьба. И чаще всего адаптация оказывается вернее ведущей к успеху.

Свой кодекс нравственности Г. Селье называет «альтруистическим эгоизмом». Этот кодекс можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, Г. Селье переносит на систему межличностных, межнациональных и межгосударственных отношений те законы, которые имеют биологическое основание. Во-вторых, в основу альтруистического эгоизма положено реалистическое и потому легко осуществимое жизненное правило: поступай так, чтобы завоевать любовь других людей. В-третьих, следуя этому правилу, человек вызовет расположение и доброжелательное отношение окружающих и, тем самым, создает для себя максимум безопасности и возможностей для успеха. Такую философию жизни Г. Селье называет «философией благодарности».

В условиях рыночной экономики значение здоровья работника в сфере экономики (например, менеджера) возрастает. Поэтому многие люди сейчас начинают понимать, что не могут себе позволить болеть. Часто болеющий сотрудник не может надеяться на повышение по службе. В наши дни слабому здоровьем человеку трудно рассчитывать на интересную, престижную, хорошо оплачиваемую работу.

По социально-психологическим характеристикам профессиональная деятельность менеджера связана с высокой мерой ответственности за принимаемые решения и их последствия; с информационной неопределенностью; с нерегламентированным или жестко навязанным режимом труда и многими другими особенностями, характерными для деятельности менеджера в современных условиях. Чрезвычайно высокие требования к менеджеру приближает его профессиональную деятельность к экстремальной, что связано со специфическими особенностями сложной и многогранной деятельности, отличающейся высокой нервно-психической напряженностью и социальной ответственностью.

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, а здоровье является одним из важнейших объективных условий эффективной профессиональной деятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость менеджера. Психическая устойчивость, способность продуктивно работать в любых условиях, в том числе и в экстремальных, тесно связана с негативными последствиями для психического и физического здоровья человека.

Нравственное здоровье – ключ к другим аспектам здоровья. Не только в здоровом теле здоровый дух, но и, наоборот, здоровый дух формирует здоровое тело. Конкуренция в современном обществе требует от личности (в частности, менеджера) сохранения здоровья в широком смысле слова – как автономии, гармоничного отношения к природному, социальному и культурному миру.

Вопросы для диалога

1. Что значит быть практически здоровым?

2. Существует ли нравственное здоровье?

Примечания

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1991.

2. Похилько А.Д., Тилинина Т.В. Философия и духовное здоровье студента // Теория и практика воспитания студентов в педагогическом вузе. Армавир, 2000. С. 52-63. 



Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ
Категория: З | Добавил: bkdanil92 (12.02.2016) | Автор: ред. Александр Дмитриевич Похилько E W
Просмотров: 326 | Теги: этика, Похилько, словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar