Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » З |
Основные виды современного знания Степаненко В.И., nauka2007-2008@mail.ru В данной статье предпринята попытка выявить основные виды современного знания по мере их становления в человеческой культуре. Возможность такого подхода обусловлена тем, что появление новых видов знания, позволяющих решать более обширный круг теоретических и практических задач, не приводит к полному уничтожению уже накопленного опыта. Человеческое знание представляет собой такую систему, в которой различные виды знания не только уживаются между собой, но и продолжают развиваться. Исторический опыт свидетельствует, что некоторые виды знания занимали в тот или иной исторический период явно доминирующее положение, давая достаточно определённый ответ на все или большинство возникающих у человека вопросов. Только такие виды знания имеет смысл, на наш взгляд, считать основными. Каждый из этих видов знания имеет специфические новообразования, обеспечивающие возможность постановки и решения более широкого круга. Этих критериев, по нашему мнению, вполне достаточно для уверенного выделения основных видов знания на протяжении всей человеческой истории. Для успешного решения поставленной нами задачи, необходимо исходить из достаточно общей трактовки знания, которую можно использовать при анализе зарождения общества [1]. Главные особенности нашего видения проблемы знания отражают следующие положения. 1. Знание является продуктом деятельности, понимаемой как сугубо человеческая активность, а для описания приспособления животных к окружающей среде вполне достаточно терминов «информация» и «обработка информации». 2. Субстратом знания является деятельность, имеющая психические и физические компоненты, соотношение которых в том или ином случае может быть различно. Другими словами, подлинными жителями мира знания являются не книги, лежащие на полках библиотек, а деятельность человека, которую они отражают. 3. Преобладание ментального или физического компонента деятельности даёт основания для условного выделения субъективной и объективной форм знания, которое может быть полезным для решения некоторых специфических задач. Знание теперь понимается как элемент мира человека, говорящий о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность, создавая тем самым предпосылки её практической трансформации. Оно определяется как форма социальной и индивидуальной памяти, свёрнутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания [2]. Современная трактовка знания как свёрнутой схемы деятельности и общения позволяет использовать это понятие для разграничения животной и человеческой активности. В основе биологического механизма трансляции лежит наследственность, обеспечивающая передачу всех необходимых для жизни навыков. Возникновение способа компенсации биологической недостаточности, опирающегося на нечто внешнее есть, по мнению философа М. К. Петрова, то, что только и может претендовать на категориальное понятие «знание» [3]. Первый вид знания возник на заре человеческой истории и относится к периоду становления первобытного общества и человека. Первоначально знания первобытного человека в своей объективной форме представляли собой совокупность общественно-полезных действий, не передаваемых последующим поколениям биологическим путём (изготовление коллективных орудий труда, приёмы охоты и т.п.). Субъективной формой данного вида знания являются навыки. Поскольку этот вид знания непосредственно связан с практикой, целесообразно назвать его практическим знанием. Он лежит в основании пирамиды видов знания, возникшей в ходе исторического развития общества. Миф мы рассматриваем как отдельный вид знания, закономерно возникший в процессе исторического развития человечества. Миф порождается как психологический эквивалент принципа дополнительности к тому очень незначительному объёму «объективного» знания природы, которым располагал первобытный человек. Новообразованием, характерным для мифологического знания, является картина мира в целом, в создании которой решающую роль играло воображение [4]. Становление нового вида знания связано с возникновением философии. Греки того исторического периода – народ свободолюбивый, торговый и независимый – не привыкли верить на слово кому-либо. Поэтому возникла необходимость обосновать новые идеи, апеллируя к каким-то общеизвестным вещам [5]. Когда мифология отвечала определённым образом на вопрос о том, почему так устроены космос и его тела, то от творцов мифа никто не требовал доказательств соответствующих утверждений. Точнее, для доказательства мифологических утверждений можно было сослаться на древнее предание, на богов. А вот первый греческий мудрец-философ, делая какие-то астрономические заключения, уже должен был представить соображения, доказательства конкретного или теоретического порядка [6]. Таким образом, необходимым элементом философского знания является доказательство выдвигаемых положений путём умозаключений, осуществляемых по определённым правилам. Характерной особенностью получения нового вида знания (научного) является взаимодействие исследователя с упрощённой математической моделью окружающей действительности. Такой перевод физических проблем на язык математики позволят придать полученным на определённом единичном примере выводам универсальное значение. При этом возникает необходимость в их экспериментальном обосновании. Условия эксперимента должны быть такими, чтобы между физическим объектом и математической конструкцией было как можно меньше различий. Ибо для того, чтобы математическое доказательство получило права гражданства в физике, необходимо создать такую предельную ситуацию, в рамках уже которой математическая конструкция и физическая реальность должны совпасть. Поэтому большое значение приобретает точность физических экспериментов [7]. Знания одних лишь закономерностей недостаточно для преобразования окружающего мира. История человечества началась с двух судьбоносных революций, одна из которых заключалась в «изобретении технологии как коллективной целеориентированной деятельности, в которой важная роль принадлежит правилам, определяющим переход от знания к действию [8]. Эти правила относительно независимы от тех соображений, на основе которых они получены. Это обстоятельство даёт основание рассматривать совокупность правил, гарантирующих достижение какого-либо продукта технологическим знанием, которое в наше время начинает занимать доминирующее положение. Итак, несомненно, существуют такие основные типы знания как мифологическое, философское, научное, обыденное, техническое знание. Более проблематично обстоит дело с критериями знания, когда идет речь о религиозном, эзотерическом, этическом, эстетическом, политическом, правовом типах знания. В любом случае надо четко представлять себе, на языке какого знания вы говорите, в царстве-государстве какого знания вы находитесь. Иначе может получиться разговор двух глухих. Это показывали и показывают споры между учеными и богословами, учеными и обывателями, деятелями религии и искусства, уфологами и астрономами и т.д. Вопросы для диалога 1. В чем особенность этического типа знания? 2. Какие существуют типы знания? 3. Возможен ли диалог между различными типами знания? Примечания 1. Степаненко В.И Культурологический подход к выявлению структуры современного знания. //Культурная жизнь Юга России. 2007. № 4. С. 6 – 12. 2. Касавин И.Т. Знание // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т 2. С. 51. 3. Петров М. К. Научно-техническая революция и философия // Историко-философские исследования. М., 1996. С.19- 74. 4. Райков В. Л. Психологические истоки мифа и его эволюционный смысл // Мир психологии. 2003. № 3. С. 42 – 47. 5. Розин В. М. Философия техники. Учеб. пособ. для вузов. М., 2001. 6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М., 1991. С. 85 – 86. 7. Гайденко П.П. Природа и идеализированный объект // Природа. 1986. № 11. С. 84 – 92. 8. Ракитов А. И. Регулятивный мир: знание и общество, основанное на знаниях // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 84. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ | |
Просмотров: 294 | | |
Всего комментариев: 0 | |