Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » М |
«Silentium» поэта-философаНауменко В.Г., NVG91@mail.ru Молчание … Часто под этим словом мы понимаем лишь паузы между словами. Например, если мы не находим нужного ответа, то замешкавшись молчим. Однако молчание – это не просто пауза, скорее наоборот, молчание, зачастую, нечто более емкое, чем сами слова. С помощью слов мы общаемся интеллектуально. А вся красота, поэзия, самое главное (доброта) – между слов. В паузах, можно передать и почувствовать то, чего нельзя выразить словами. Слова – это общение. Молчание – приобщение. Молчание – это правда, искренность. Если мы не хотим обсуждать те или иные темы в разговоре, можно просто молча посидеть, взяв другого за руку. Молчание не нуждается в дополнении и объяснении: было бы о чем молчать, а что сказать всегда найдется. Тема молчание волновала умы таких мыслителей, как Цицерон, Генри Шоу, Эпиктет, Плутарх, Конфуций, Шекспир. Современная наука тоже не обошла эту увлекательную тему [1]. Великий поэт-философ XIX века Федор Иванович Тютчев, пишет целую эстетическую программу, призывающую к молчанию. Это его знаменитое стихотворение «Silentium».
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими – и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими – и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью и молчи! [2].
Автор использует такое художественное средство, как настойчивое повторение, само же стихотворение построено как призыв, как стремление объяснить то, что издавна будоражило наши умы, но так и не было изучено человеком. Но к кому обращено это убеждение? Возражающему? К инакомыслящему? Единомышленнику, который молчит, но согласно кивает головой? Или, наконец, к самому себе или собственному двойнику? Скорее всего, к самому себе. Вячеслав Иванов написал, что «Тютчев предполагает, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений жизни общепринятый человеческий язык слишком беден и что это является причиной ложности нашей речи: «Как сердцу высказать себя? <..> Мысль изреченная есть ложь» [3]. Поэт призывает нас к молчанию, как к методу высшего познания. Лишь с помощью молчания, смирения можно познать мир, а главное – свою сущность. Прочитав и проанализировав это стихотворение, я лучше поняла, что наша душа есть тот мир, в котором богатством являются наши мысли и чувства, а лишние слова – помеха на пути к самопознанию. Может быть молчание – искусство? Тогда – не каждому дано … Может быть молчание – религия? У древних египтян даже был бог молчания по имени Гор. Может быть чтобы научиться быть красноречивым в молчании, надо прожить жизнь? ... Не знаю. Но пусть не в конце жизни к Вам придет отрадное понимание простой истины: «то, что нельзя выразить словами, можно передать тишиной». Как сказал Жюль Ромен: «Молчание – такой интересный предмет, что о нем можно говорить часами» [4]. Нет, не часами, а бесконечно, но мне не хочется говорить, пожалуй, лучше промолчу … Вопросы для диалога 1. Считаете ли Вы молчание искусством или признаком глупости? 2. Считаете ли Вы, что молчание обедняет нас в информационном отношении или же обогащает, несет в себе больше правды, чем слова в разговоре? 3. Считаете ли Вы молчание формой общения или признаком конфликта и разрыва отношений? 4. Считаете ли Вы молчание высшей или низшей формой познания? 5. Почему люди так много болтают?
Примечания 1. Александрова И.Б. Слово о молчании // Русская речь. 2005; Арутюнова Н.Д. Молчание и чувство // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994; Сеничкина Е.П. Молчание: лингвистический аспект // Русский язык в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: материалы международной научной конференции. Самара, 2003. С. 70-74; Эпштейн М. Слово и молчание в русской культуре // Звезда. 2005. 2. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений «Silentium!», 1987г. 3. Королева Н.В. Ф. Тютчев «Silentium!» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 148. 4. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М., 2003 Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ | |
Просмотров: 1626 | | |
Всего комментариев: 0 | |