Главная » Статьи » ХХI век: Культура. Искусство. Психология (2016) » Психология творчества

ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО «ИНФОРМАЦИОННОГО КОКОНА» СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Е.В. Барцевич

E. Bartsevich

ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО «ИНФОРМАЦИОННОГО КОКОНА» СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

THE PHENOMENON OF FORMATION OF A SINGLE INTEGRATED "INFORMATION COCOON" THROUGH THE PRISM OF ARTISTIC PERCEPTION

Аннотация: Статья посвящена исследованию эмоционального влияния «информационного кокона» на формирование новой иллюзорной картины мира, как новый вид психической активности.

Ключевые слова: «информационный кокон», творческое восприятие, эмоции, психическая активность.

Abstract: the Article is devoted to the study of the emotional impact of "information cocoon" on the formation of a new illusionary picture of the world as a new kind of mental activity.

Keywords: "information cocoon", creative perception, emotions and mental activity.

Вопрос взаимодействия человека с окружающим его миром, является для психологической науки достаточно тонким, пограничным состоянием, ибо заостряет проблему предметной области психологии и ее границ, в пределах которых разворачивая свой диапазон, она охватывает своим влиянием всю сферу «видимого».

И здесь я хочу отметить влияние художественного образа на личность современного Человека, как феномен формирования единого интегрального «информационного кокона», ибо он напрямую связан с эмоциями и чувствами. Образуя некий слой, в логике закономерностей, он выполняет функцию связующего компонента всех элементов в соотношении с миром вещей в пространстве, тем самым, погружая человека, как зрителя, в пласт активного взаимодействия личности, сквозь призму творческого восприятия. И здесь на первый план выступают эмоции, ибо во-первых, они глубоко проникают в психо-художественные представления, тем самым принимая формы этих эмоциональных представлений, а во-вторых, они сопутствуют активности творческого восприятия, определяя направленность художественного предмета.

Но в последнее время участилась тенденция в подаче ложной, искаженной информации, которая всячески приукрашается, скрывая свое истинное значение. Желтая пресса, современная поэзия, литература, кинематограф, телевидение, интернет и реклама, обрушивают свой информационный поток на головы российского зрителя бесконтрольно. Находясь в «информационном коконе» мужчины, женщины, старики и дети – все они оказываются втянутыми в этот поток, который ежесекундно погружает их в сумеречную зону! Это новая «парализующая культура» искажает и подменяет истинные понятия и ценности, подавляя волю, формируя стадное «плоское» мировоззрение, не позволяющее составить «здоровую», ценностную картину мира, - человек претерпевает изменения, невидимые глазу.  Наши современные дети, пришли к столь шаблонному пониманию действительности, что классическая литература, которая всегда являлась источником глубоких знаний, мыслей и вдохновения, сейчас претерпевает колоссальные изменения, требуя отдельных вводных пояснений, вскрывающих один исторический пласт за другим, дабы донести сакральное значение образа Обломова, как современного героя, нежелающего трудится и мечтающего о легких деньгах.

Внося хаос, в своего рода, азбуку морали и пошатнув этическую сторону особого творческого восприятия художником действительности, мы получили новый вид человека существующего в рамках единого интегрального «информационного кокона». Он связан зрительным восприятием и воссоздает иллюзорные изображения зрительного мира, не передавая однако последовательного развертывания отображающего момента во времени, ибо ложь деформирует на клеточном уровне. Таким образом, мы видим, что человек, в любой период своей жизни, попадает под влияние разных навязанных из вне реальностей, напрямую зависящих от его самоощущения и внутренней адекватности к существующей реальности.

«Информационный кокон», синтезировал в себе огромное множество социальных мифов, с целью формирования, манипулирования и пропаганды какой-либо идеи. Это сплав различных форм, жанров, стилей, культур, эпох, разрушающий на своем пути все преграды, ибо он является практическим инструментом как для развития личности, так и для развития профессиональной творческой деятельности. Как и все психические процессы, эмоциональное состояние человека находящегося в «информационном коконе», является результатом деятельности мозга, начало изменений которого, находится во внешним мире. Исходящая из него информация проникает в подсознание человека, действуя на сознательное через бессознательное посредством образов, открывая новые горизонты воображению, она дает возможность самостоятельно осмыслить любую ситуацию «заложенную» кем-то из вне и мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Осуществляя связи между идеологией и культурным сознанием, она формирует новую иллюзорную картину мира, что в свою очередь формирует в сознании и новые потребности, побуждающие действовать, тем или иным образом, что является абсолютно новым видом психической активности, а вот куда эти изменения ведут, к повышению или к понижению жизнедеятельности, мы можем видеть уже сегодня, достаточно оглянуться на наших близких.

В эпоху Возрождения и Просвещения, Золотой и Серебряный век, Античность и Средневековье в какую бы область мы не проникли, начиная от наскальной живописи и заканчивая современной литературой и кинематографом, мы находим документы являющиеся свидетельствами данного времени, выявляя его воспитательный элемент в культурологическом смысле. Реалистическое искусство, наиболее объективно отражает внешний мир, ибо образы формирующиеся с помощью различных художественных средств - композиции, ритма, пластики, силуэта, светотени, колорита, перспективы, применяемые в разных соотношениях, являются ключом к сознанию обывателя, выступая на правах лидирующих и накладывающих отпечаток на все остальное.

Наше современное искусство, содействуя выявлению в рисунке индивидуального, личного эстетического отношения художника к изображаемым предметам, являет собой некий симбиоз свидетельств различных эпох, ибо в своем высоком проявлении, оно является хранилищем, наполненным сакральными знаниями об истинных отношениях между людьми и основных действующих в нашей жизни законов. Оно поднимает такие актуальные вопросы, проникающие во внутренний мир человека, как добро и зло, любовь и понимание, истина и красота, принятие и проявление свободной воли, являя миру, готовые примеры для решения любых ситуативных задач.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издательство АНН РСФСР, 1960.
  2. Беркинблит М.И., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат,1968.
  3. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: Советская Россия, 1978.
  4. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  5. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Учпедгиз,1961.
  6. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997.
  7. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Издательство Московского университета, 1972.
  8. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2012.
  10.  Барцевич Е.В. Статья. Современная литература, актуальные вопросы и отличия // Портал Проза.ру 2000 – 2016 [Электронный ресурс] Url: http://proza.ru/2015/12/23/1427 (дата обращения 13.03.2016).
  11.  Барцевич Е.В. Статья. Влияние кинематографического пространства // Портал Проза.ру 2000 – 2016 [Электронный ресурс] Url: http://proza.ru/2015/05/28/1831 (дата обращения 13.03.2016).
  12. Барцевич Е.В. Статья. Музыкальная ткань в пространстве кинематографа // Портал Проза.ру 2000 – 2016 [Электронный ресурс] Url:  http://proza.ru/2014/04/02/873 (дата обращения 13.03.2016).


Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/
Категория: Психология творчества | Добавил: lesiabartzevich (16.03.2016) | Автор: Елена Вячеславовна Барцевич E W
Просмотров: 957 | Теги: Эмоции, творческое восприятие, информационный кокон, психическая активность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar