Главная » Статьи » ХХI век: Культура. Искусство. Психология (2016) » Культура – искусство – психология: грани взаимодействия

ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТОНИКИ УСПЕХА Н.В.РОЗЕНБЕРГ

Г.В. Бакуменко

G. Bakumenko

ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТОНИКИ УСПЕХА Н.В. РОЗЕНБЕРГ

STUDY SUCCESS ARCHITECTONICS N.V. ROSENBERG

Аннотация: В данной статье анализируется исследование Н.В. Розенберг с позиций соотнесения выводов автора с развивающимся научно-философским дискурсом категории успеха в 1990-х гг. в отечественной научно-философской мысли. Предметом исследования является научно-философская категория успеха, объектом – отечественная научно-философская мысль времени исследования Н.В. Розенберг (1990 – 2000 гг.) в аспекте развития представлений об успехе.

Мы приходим к выводу о значительности исследования Н.В. Розенберг для развития представлений об успехе как феномене культуры и необходимости дальнейшего изучения обозначенной ею проблематики.

Abstract: This paper analyzes the study N.V. Rosenberg from the standpoint of reference to the conclusions of the author developing scientific and philosophical discourse categories of success in the 1990s. in the national scientific and philosophical thought. The subject of the research is scientific and philosophical category of success, the object - the national scientific and philosophical thought of the time studies NV Rosenberg (1990 – 2000 years) in the aspect of the success of representations.

We come to a conclusion about the significance of the study, N.V. Rosenberg for the development of ideas about success as a phenomenon of culture and the need for further study indicated its concerns.

Ключевые слова: успех, культурология, философия, феномен культуры, символизация успеха, философский дискурс, повседневный дискурс, архитектоника успеха

Keywords: success, cultural studies, philosophy, culture phenomenon, symbolizing success, philosophical discourse, everyday discourse, architectonic success

 

Актуальность рассмотрения архитектоники успеха как феномена культуры обусловлена, с одной стороны, нарастающим вниманием специалистов к этой сложной и многогранной категории культуры повседневности, с другой – недостаточной ее разработанностью в области научного дискурса.

В отечественной культурологической литературе категория успеха рассматривается с позиций соотношения культуры личности со средовым ее самочувствием в процессе социализации и инкультурации, в процессе реализации комплекса культуры личности в социокультурной среде (Н.В. Розенберг [10], Т.В. Букина [3], О.В. Михайлова [9], В.А. Каюков [6] и др.).

Одна из первых в отечественной культурологической мысли анализирует успех как сложную категорию культуры Н.В. Розенберг (2001 г.).

В данной статье проанализируем результаты исследования Н.В. Розенберг с позиций соотнесения выводов автора с развивающимся научно-философским дискурсом категории успеха в 1990-х гг. в отечественной научно-философской мысли. Предметом исследования, соответственно, является научно-философская категория успеха, а объектом – отечественная научно-философская мысль времени исследования Н.В. Розенберг (1990 – 2000 гг.) в аспекте развития представлений об успехе.

Изучая архитектонику успеха в культуре, Н.В. Розенберг пишет: «Успех обладает не только мощными регулятивными и компенсаторными возможностями, определяет социальное поведение, но и имеет сложную структуру. Его архитектоника в значительной степени определяет средовое самочувствие и зависит от него. Точное попадание в компоненты успешной деятельности предполагает своевременное создание необходимого количества профессионалов-творцов, способных выжить в конкурентной борьбе, знающих, умеющих, действующих с высокой эффективностью, то есть, могущих достигать успеха. Таким людям принадлежит доминантная роль в создании динамики культурной среды» [10, с. 4].

В орбиту внимания ученого попадают разработки основ квалиметрии личности и общества, работы по педагогике, социобиологии, социальной психологии, социальной истории.

В аспектах проблематики смыслополагания, структурирования жизненного пути, формирования образа и стиля жизни, культуры личности и путей ее самореализации Н.В. Розенберг выделяет концепцию жизненных планов (М. Руткевич, М. Титма, Э. Саар, Г. Чередниченко, В. Шубкин и др.), диспозиционную теорию личности В. Ядова, концепцию целенаправленного поведения личности Н. Наумовой, социологические исследования жизненных ценностей А. Здравомыслова, описания в отечественной теории культуры проблематики социокультурной саморегуляции, интегративной сущности и универсальности структуры культуры, типизации активности человека как элемента социокультурной системы (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, П. Анохин, Л. Веккер, О. Конопкин, В. Шадриков, О. Тихомиров, Дж. Миллер и др.).

Оценивая разработанность отдельных аспектов проблематики успеха в зарубежной (Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, В. Мак-Доугалл, Х. Хекхаузен и др.) и отечественной (В. Степанский, М. Магомед-Эминов, И. Кузьминков, А. Глоточкин, В. Каширин, Л. Петровская, А. Деркач, А. Журавлев) науке, Н.В. Розенберг приходит к заключению о слабой разработанности категории успеха «как самостоятельного сложного и важного для развития человека культурологического феномена» [10, с. 6].

Авторский подход Н.В. Розенберг реализуется в архитектонике концепта «успех», складывающейся из деятельностных категорий: «целеполагание, мотивация, умение предвидеть, способность идти на риск, адаптация к внешней среде, целостная оценка ситуации». По существу, с опорой на проанализированный объем литературы автор выстраивает собственную концепцию культуры успешной личности, способной осуществлять приведенный выше перечень осознанных действий. В качестве критерия успешности Н.В. Розенберг определяет средовое самочувствие личности, зависящее от общественной оценки уровня успешности личности и от личностной оценки общества.

Отметим, что вне контекста успеха Н.В. Розенберг оказывается феномен самопожертвования. А ведь и эта категория действия так же направляется личностью к успеху, а обществом героизируется и многократно символически тиражируется в произведениях искусства. Жертвенность во имя ближнего традиционно культивируется в отечественной художественной литературе. И может рассматриваться как специфическая ментальная черта отечественной национальной культуры. Кроме того, в мировой культуре такие, например, образы как: Сократ, Платон, Аристотель, Христос, Будда, Мухаммед и др., – могут трактоваться как символы успеха в межкультурном транснациональном контексте, а механизм их влияния на формирование успешной личности оказывается за рамками исследования Н.В. Розенберг.

Подчеркнем ценные для нас результаты исследования Н.В. Розенберг:

1) указанна взаимосвязь личностного успеха с результатами деятельности индивида (хотя не указано: может ли бездействие быть успешным и какие условия тому сопутствуют);

2) указана зависимость категории персонального успеха индивида (личности) от общественной оценки результатов его деятельности;

3) «впервые успех рассмотрен в широком социально-культурном контексте, что позволило выделить его в качестве базовой категории деятельности»; указано, что отсутствие успеха «негативно сказывается и на деятельности как таковой и на развитии личности» [10, с. 7];

4) рассмотрены отдельные «параметры философской постановки проблемы успеха, где последний рассмотрен в качестве культурологического феномена, выявлена его архитектоника (достижения в значимой деятельности, социальный статус, авторитет, престиж, влияние, почет, известность, признание)» [10, с. 7] (незамеченным осталась могущественная характеристика успеха: он добился успеха – значит, что он может, умеет, владеет…);

5) «выявлено влияние успешной личности на формирование социальной среды: успешная личность проявляет себя в качестве мощной константы, которая создает новые динамичные структуры, поведение успешных людей структурирует и моделирует поведение других людей» [10, с. 7], – автор близко подошла к определению могущественной характеристики успеха.

Важнейшим результатом исследования Н.В. Розенберг можно считать обоснование положения: социально-культурная среда формирует успешную личность (персону), которая, в свою очередь, становится фактором социокультурного развития, структурируя и моделируя поведение других людей, транслируя вокруг себя символы успешности, многократно копируемые социальной средой. Причину такого поведения социума Н.В. Розенберг не изучает, но значительная роль феномена успеха как фактора социокультурной динамики неоднократно подчеркивается.

К сильным сторонам работы следует отнести ориентированность исследователя на развивающиеся в отечественной науке представления о функционировании культуры как системы социальных отношений. Но есть и существенные пробелы в охвате проблематики успеха в целом.

Вне внимания автора остался инновационный проект НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета 1990-х гг., осуществляемый в рамках общественной экспертизы «доктрины успеха» (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов, В.А. Чурилов, Г.Э. Бурбулис, Г.Д. Гачев, А.А. Гусейнов, Г.Г. Дилигенский, А.А. Кара-Мурза, В.А. Малахов, В.В. Радаев, А.В. Рубцов, А.Ю. Согомонов, А.С. Ципко, И.Б. Чубайс и др.) [8], [11]. В 2000 г. опубликовано было социально-философское исследование Д.И. Канарского [5], связанное с осмыслением функции успеха в социальном развитии. В 1994 г. вышла книга В.В. Виноградова «История слов» [4], в которой на примере литературных источников рассматривается историческая этимология слова «успех», раскрывающая динамическую сторону бытования в отечественной культуре социокультурного концепта изучаемого феномена.

Мы приходим к выводу о значительности исследования Н.В. Розенберг для развития представлений об успехе как феномене культуры и необходимости дальнейшего изучения обозначенной ею проблематики. На наш взгляд, в рамках культурологического изучения проблематики успеха следует учитывать широкий философский контекст категории успеха и развивающийся дискурс философии с эволюционирующим социокультурным концептом повседневности и художественной культуры. Этот дискурс можно охватить в рамках концепта социокультурного процесса символизации успеха [1].

 

Источники и литература:

1. Бакуменко Г.В. Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования // Человек и культура. 2015. № 3. С.41-55. DOI: 10.7256/2409-8744.2015.3.15338. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_15338.html

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. Тюмень ; М.: Центр прикладной этики, 1997. 747 с.

3. Букина,Т В. Артистический успех как социокультурный феномен : На материале вагнерианства в России рубежа XIX – XX веков: дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2005 289 с.

4. Виноградов В.В. История слов. М, 1994. 1138 с.

5. Канарский Д.И. Успех как механизм конституирования социальной реальности: Социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Хабаровск, 2000. 151 с.

6. Каюков В.А. Философско-культурологический аспект феномена успеха в деятельности дирижера: дис. … канд. филос. наук. Казань, 2011. 187 с.

7. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ : дис. … канд. филос. наук. М., 2003. 145 с.

8. Медиа-этос: ценности и «правила игры» регионального сообщества журналистов в координатах гражданского общества: Материалы экспертного опроса // Тетради гуманитарной экспертизы (1): Сб. ст. / Отв. Ред. В.И. Бакштановский. Тюмень: Центр прикладной этики: ХХI век, 1999. 80 с.

9. Михайлова О.В. Образование «человека успешного»: социокультурный анализ: дис. … канд. филос. наук. Томск, 2009. 123 с.

10. Розенберг Н.В. Архитектоника успеха в культуре: дис. … канд. философских наук. Тамбов, 2001. 176 с.

11. Российская идея успеха: экспертиза и консультация // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР: Сб. ст. / Общ. ред. В.И. Бакштановский, В.А. Чурилов. Тюмень ; М., 1997. Вып. 11. 272 с.



Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ
Категория: Культура – искусство – психология: грани взаимодействия | Добавил: мим (08.03.2016) | Автор: Геннадий Бакуменко E W
Просмотров: 485 | Теги: успех, архитектоника успеха, культурология, философский дискурс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar