Главная » Статьи » ХХI век: Культура. Искусство. Психология (2016) » Культура – искусство – психология: грани взаимодействия

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ САМУРАЙСКОГО МЕЧА В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Э.В. Карпенко

E. Karpenko

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ САМУРАЙСКОГО МЕЧА В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

SYMBOLICAL MEANING OF A SAMURAI SWORD IN MODERN JAPANESE CULTURE

Аннотация: в статье говорится о японской культуре и самурайском мече как об одном из ее элементов, который и сегодня не утратил своего символического значения. Рассматривается роль меча в качестве символа статуса его владельца в социальной структуре Японии, а также некоторые традиции и ритуалы, связанные с культом меча, который играл важную роль в жизни каждого самурая.

Ключевые слова: японская культура, самурайский меч, оружие, катана, традиции.

Annotation: Article refers about the Japanese culture and samurai sword as its element, which still has its symbolic meaning. The sword role as a symbol of the status of its owner in social structure of Japan, and also some traditions and rituals connected with a cult of a sword which played an important role in life of each Samurai is considered.

Key words: japanese culture, samurai sword, weapon, katana, traditions.

Традиционная культура Японии наполнена специфическими, загадочными, не всегда доступными для понимания европейца символами, обычаями, ритуалами. Одним из таких символов является меч самурая, или катана – уникальное произведение оружейного искусства, признанное многими экспертами самым совершенным оружием за всю историю человечества. Ни в одной другой стране меч не получал столько почестей и славы, как в Японии, не оказывал такого сильного влияния на жизнь всей нации. Меч самурая – это не только красивое оружие, разящее врага и защищающее жизнь его обладателя. Это символ значимости его владельца и определенного места в социальной структуре Японии, символ доблести, чести, верности и храбрости, много раз воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах.

Оружейное дело в Японии развивалось с древних времен в неразрывной традиции с религией, культурой и искусством. Наполненные символикой, оружейные святыни в традиционной японской культуре чрезвычайно почитались в древности и почитаются до сих пор. 

По древним преданиям синтоистов, бог грома и бури Сусаноо подарил меч Цумугари-но тати своей сестре, богине солнца и неба Аматэрасу, который она дала своему внуку Дзимму, чтобы он мог править на земле и вершить с его помощью справедливость. Дзимму – это легендарный основатель японского государства и первый император японской династии. Так как меч был божественным подарком, он стал неотъемлемой частью синтоистского культа – мечи упоминались в молитвах, украшали храмы и другие священные места, даже тренировки в боевых искусствах обычно начинались с поклонений духам в синтоистских кумирнях [4, с. 106]. Кузнецы-оружейники занимали самое высокое место в иерархии ремесленников, и даже императоры с уважением относились к их занятию. А некоторые из мечей рассматривались как национальные культурные ценности. Благодаря этой культурной особенности японского народа сохранилось множество записей на эту тему и очень много древнего оружия [2, с. 163].

Самураи всегда носили два меча, однако эта традиция окончательно утвердилась и стала общей привилегией сословия самураев только в период господства сёгунов из клана Асикага (1333–1568 гг.). К этому времени мечи стали принадлежностью не только военного костюма и снаряжения, но и гражданского одеяния; их носило все сословие самураев, начиная от рядового воина и кончая сёгуном. Такая пара мечей называлась «дайсё» и символизировала достоинство и мощь воинского сословия. Боевой комплект состоял из дайто («большего меча», 95–120 см), который был основным оружием самурая, и сето («меньшего меча», 50–70 см), служившего запасным или дополнительным оружием.

Во времена правления сёгунов клана Токугава (1600–1868 гг.) был издан специальный закон «тайто-гомэн» о праве ношения мечей. Согласно ему только придворной аристократии Киото (столица Японии до 1868 года), военному и гражданскому чиновничеству сёгуната и самураям разрешалось носить два меча. Ученым, ремесленникам и крестьянам позволялось носить лишь короткий меч и только по особому разрешению во время проведения больших праздников или во время путешествий в качестве оружия для самообороны [4, с. 113].

Следуя заповедям кодекса чести Бусидо, самураи рассматривали свое боевое оружие как воплощение духа в действии. Поэтому оно постоянно совершенствовалось, его украшали и изготавливали по правилам, согласно которым внешний вид оружия обязательно должен соответствовать благородным целям его использования. Меч считался сакральной принадлежностью самурая, и совершенство его лезвия символизировало душу воина. Самураи верили, что меч является хранителем своей собственной истории и что в нем живут духи всех прежних владельцев. Таким образом, настоящий владелец клинка был только его хранителем, у которого клинок находился для передачи будущим поколениям воинов. Также меч рассматривался как символ доблести самурая и его преданности своему господину. Это не только оружие, но и священный предмет [1, с. 74; 2, с. 164].

Со временем обычное почитание меча переросло в его культ, появились разнообразные традиции и ритуалы, подчеркивающие важность оружия в повседневной жизни каждого самурая от рождения и до самой смерти.

Первый меч, называемый «мамори-катана», сыновья самураев получали в пятилетнем возрасте во время специальной церемонии. В пятнадцать лет проводилась вторая церемония, на которой мальчик получал уже настоящие мечи, выкованные специально для него, доспехи, а также в ходе церемонии ему делали взрослую прическу. С этого момента он считался настоящим самураем [3, с. 342–343].

Самурай никогда не расставался со своими мечами, поэтому они всегда занимали самые видные места в его доме. Обычно они находились в специальной нише (токонома) в главном углу комнаты для приема гостей на подставке для мечей, называемой «катанакакэ». А ночью мечи клались в изголовье футона на таком расстоянии, чтобы их можно было легко достать рукой [4, с. 113].

Своеобразный язык меча был очень важной частью культа оружия, так как он позволял самураям объясняться между собой без слов. Например, в дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или воин, стоящий рангом выше хозяина, при этом оружие вошедшего обязательно клали на подставку для меча невдалеке от гостя. Во всех других случаях меч следовало оставлять в прихожей, иначе это могло быть расценено как оскорбление хозяина дома.

Быстро доставать меч из ножен считалось грубым и непочтительным, а полностью вынутый меч означал враждебность и разрыв дружбы, поэтому если владелец меча хотел показать лезвие другу, то вынимал клинок из ножен только наполовину. При этом к лезвию прикасались лишь через тонкую прозрачную ткань, наклоняя его к свету под различными углами. Тканью при осмотре меча пользовались для того, чтобы предохранить оружие от возможного появления ржавчины. Хозяин считал для себя большой честью, если гости выражали свое восхищение красотой и качеством мечей [4, с. 115].

Самурай всегда обращался со своим мечом крайне почтительно, как с существом, наделенным разумом и волей. Считалось, что за пренебрежительное отношение меч может отомстить своему хозяину, подвести его в сражении.

Однако в этих суевериях была и доля истины. В условиях достаточно влажного климата уход за мечом превращался в сложный и длительный ритуал. Каждый вечер самурай должен был тщательно полировать клинок, миллиметр за миллиметром, пока не убеждался в его абсолютной чистоте. На столь бережный уход меч отвечал благодарностью и верно служил благородной семье на протяжении многих веков.

Так как самураи хорошо ухаживали за своими мечами, то они, в отличие от европейских клинков, большинство из которых дошло до нас в сильно поврежденном состоянии, очень хорошо сохранились. И даже если возраст оружия насчитывает несколько сотен лет, на вид оно кажется новым, и на хвостовике меча можно рассмотреть отчетливые клейма древних мастеров [2, с. 164].

До сих пор самурайские мечи имеют важное историко-культурное значение для жителей Японии: их бережно хранят в музеях, храмах и частных коллекциях, восхищаются их утонченной красотой и высокой техникой изготовления, а мастера-оружейники передают профессиональные секреты ковки мечей своим наследникам и ученикам. И хотя катана уже является не оружием для боя, а произведением искусства, к нему сегодня относятся с не меньшим почтением, чем в древности. Японцы заказывают такой меч, когда отмечают какое-то важное событие, например, рождение наследника или основание компании. Для многих катана – это оберег, защищающий хозяина и его дом от злых сил.

Кроме того, образы великих воинов и их великолепных клинков нашли свое место и в современном популярном графическом искусстве. В последнее время все чаще в сюжетах аниме, манги и компьютерных игр можно встретить исторических и мифических персонажей, которые были или выдающимися мастерами владения меча, или обладали знаменитыми клинками, о которых складывали легенды.

Все эти факты указывают на то, что сакральный культ меча и представление о нем, как о душе истинного воина до сих пор живо и очень широко распространено в японской культуре. Катана – это душа не только самурая, но и самой Японии. Изучение истории этого важного символа японской нации поможет лучше понять некоторые тонкости японской культуры.

 

Список литературы

1. Дёлэ Н. Япония вечная. М.: Астрель, 2006. 160 с.

2. Лайбле Т. Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия.  / Пер. с нем. С. Липатова. М.: Омега, 2011. 232 с.

3. Ратти О., Уэстбук Э. Тайны древних цивилизаций. Самураи. М.: Эксмо, 2003. 640 с.

4. Частий Р.В. Боевые искусства Востока. Япония. Харьков: Фолио, 2009. 239 с.

Key words: japanese culture, samurai sword, weapon, katana, traditions.



Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ
Категория: Культура – искусство – психология: грани взаимодействия | Добавил: Diamond-Sapphir (15.03.2016) | Автор: Элла Васильевна Карпенко E W
Просмотров: 966 | Теги: катана, самурайский меч, японская культура, Традиции, Оружие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar