Главная » Статьи » Диалогическая этика (2016) » Фундаментальные основы диалогической этики

ДУХОВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Надежда Михайловна Соколова
Nadezhda Sokolova

 

ДУХОВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Армавирский государственный педагогический университет
Кафедра философии, права и социально-гуманитарных наук

SPIRITUAL SELF-DEVELOPMENT OF A PERSONALITYIN THE SOCIOCULTURAL CONTEX OF А DIALOGICAL MORALS
Armavir State Pedagogical University
Department of Philosophy, Right and Social Sciences

 

Аннотация: Духовное саморазвитие личности расcматривается в аспекте диалогической нравственности. Диалогическая нравственность понимается как «дом души», в котором есть  нравственные «лифты», находящиеся в интеграции с этим «домом». Делается вывод о значимости метафоры «дом души» в качестве эвристической концептуальной схемы познания процесса духовного саморазвития личности, ее самостроительства и самоустроительства, Духовное саморазвитие личности учит человека взаимодействию в социуме, умению контролировать свои эмоции и желания, способно решать проблемы адекватного поведения в обществе.
Ключевые слова: диалогическая этика, метафора «дом души», духовное саморазвитие, духовный «капитал», нравственные «лифты», нравственный диалогизм.

Absract: Spiritual self-development is capable to teach the person to interaction in society, to ability to control the emotions and desires, is capable to solve problems of adequate behavior in dialogue ethics. In this article the task to consider philosophical judgment of spiritual self-development of the personality from the point of view of the regulator of dialogical ethics is set. Ethics are understood as "the house of soul" in which there are moral "elevators" which are in integration they are considered as regulators of dialogical ethics.
Keywords: The regulator of dialogical ethics, "the house of soul", spiritual self-development, spiritual "capital", moral "elevators" - mechanisms.

 

Наше современное общество характеризуется мобильностью и динамичностью, а еще – конфликтностью, его все чаще называют несправедливым и обманчивым. Социум диктует человеку умение отстаивать свою точку зрения, умение самоутверждаться, так как ни сила, ни власть, ни идея, какой бы красивой она ни была, ни, тем более, оружие не смогут разрешить возникшие разногласия. Человека не спасет даже религия, особенно во времена, когда она становится почвой для конфликтов. Поэтому актуализируется проблема взаимопонимания, проблема диалогической этики, так как мир наполняется культурными, национальными, этническими, религиозными, политическими,  социально-экономическими и другими противоречиями.
На наш взгляд, способом  решения всевозможных противоречий может служить диалогическая этика, предметом которой является культурный диалогизм в нравственном его аспекте. В свою очередь, нравственный диалогизм выступает важнейшим регулятором  духовного саморазвития личности. Основным понятием при этом является понятие диалога. Что же такое диалог?
М. Бубер считал, что диалог – это сопричастность людей друг к другу, выражающаяся в их общении [1, с. 122-161]. М.М. Бахтин рассматривал диалог как оппозиционность Я с Другим [2]. Конечно же, это, в первую очередь,  собеседование, соучастие в диалоге, имеющем в своем арсенале духовность, мораль, культуру, образованность. Нельзя не согласиться с А.Д. Похилько, который считает, что диалогическая этика - это особое культурное формообразование, направленное на саморазвитие личности, становление ядра ее автономии духовного лица индивида [4]. Диалогическую нравственность можно понимать как множество лифтов - механизмов способных самосовершенствовать человека, повлиять на его духовное развитие. Главным лифтом» он считает любовь.
Мы склонны рассматривать диалогическую нравственность как дом души, в котором эти лифты находятся в интеграции, они являются регуляторами отношения человека к обществу. Здравомыслие, ответственность, совесть, благородство, прощение, любовь, доброта, толерантность это интеграционные регуляторы не только поступков личности, но и диалоговой этики. Это внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека. Это ориентиры духовного саморазвития. Именно сформированный дом души способен активизировать внутренние человеческие ресурсы, привести к взаимопониманию и сотрудничеству, стать регулятором позитивного мышления и позитивного отношения к окружающему миру. Дом души» - это пространство, посредством которого и в котором происходит формирование, создание человека. Без собственного фундамента дома души невозможно построить отношения конструктивного диалога.
Почему применяется метафора дома и насколько эта оправдана? На наш взгляд, можно применять и традиционную метафору души как почвы, которую нужно возделывать, культивировать. Способом культивирования является в таком случае философия. Однако возникновение и развитие науки об обществе стимулирует и новые цивилизационные концепты и метафоры. Метафора дома отражает процесс сознательного самоустроения, самоконструирования внутренней мира социальности личности, ее нравственных отношений к ближайшей социальной среде и близким людям.
В наше время метафоры на страницах серьезных научных трудов уже не вызывают удивления, тем более критики, поскольку органично вплетены в контекст языка науки. Наука не стоит на месте, и генерируемые ею диковинные идеи не могли не привести к формированию современных методологических установок на функционирование и закономерности нового научного языка [3, с. 48]. Роль метафоры в развитии языка современной науки трудно переоценить. Метафора - особый способ познания, который играет роль практически в каждом научном открытии.
Повышение роли метафоры в научном познании связано и с введением в него методологии концептуальных схем исследования. Особенно при анализе сложных гуманитарных объектов эти схемы органично включают в себя метафоры как элементы эпистемологической эвристики. Питирим Сорокин ввел понятие социальных лифтов [5]. Мы же дополняем его метафору понятием социального дома как синонима духовной структуры личности. Определив структуру личности в виде такой концептуальной схемы, мы можем претендовать на реконструкцию этого дома, на понимание его устройства и перестройки.
К сожалению, на сегодняшний день в подростковой и молодежной среде мы наблюдаем подмену многих духовных ценностей, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, образа жизни, поведения, чужеродных народу. Мы наблюдаем гетерономное регулирование человеческой деятельности в социуме при  отсутствии диалога, бездомность и духовную инвалидность индивидов. Мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека, породили тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы диалога в инокультурной среде, обусловили развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, беженцев.
Материальное совершенствование жизни оказалось не способным удовлетворить нравственные потребности людей в социуме. В связи с этим появляются ситуации напряженности и конфликта, что порождает образ недруга или врага. Причем врага как внешнего, так и внутреннего. Например, всем известно, что религиозность является важным аспектом в жизни многих и основой духовных ценностей. Она может играть существенную роль в диалоге разных культур, религий и образа жизни. Все религии в своей основе говорят о любви, терпении и прощении, о том, как быть добрым к другим. Духовный посыл во всех религиозных учениях примерно одинаков, отличается лишь образ мыслей. Так почему же порой диалог и культурный обмен между людьми различных религиозных взглядов не возможен? Почему мы видим недругов? Потому что другая религиозная философия нас страшит. Мы видим представителя другой религии, а не человека с иными взглядами на жизнь. Духовное саморазвитие позволит вести диалог и уважать собеседника с другими религиозными убеждениями. Но здесь надо сказать и о внутреннем враге, который сидит в каждом из нас. Мы иногда не замечаем, что наш враг уже здесь и уже осуществляет свою работу. Мы сами порой себя предаём, ориентируясь на ложные ценности, которые на сегодняшний день являются главной угрозой не только для человека, но и для страны, всего мира.
Психология враждебности ведет к формированию иной морали: неприязни, агрессивности, неблагожелательности. Самоуверенность, безответственность, попытка перестроить всё на свой лад это в целом является главным препятствием на пути к диалогу, цивилизованному общению и сотрудничеству. Поэтому всем участникам диалога так необходимо строить, растить, ценить, оберегать дом души как духовный капитал человеческих отношений.
Надо сказать, что многонациональность, многокультурие и многоязычие всегда являлись факторами жизнеспособности любого общества. Краснодарский край был и остается огромным полиэтническим регионом, где сохраняется целостность социального организма. Что же объединяет людей?
На наш взгляд, гражданские чувства, основанные на культурном архетипе, гражданское мышление с позиций личных прав и уважения других людей, признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого человека, нравственная ответственность перед собой и другими, гармоничное соотнесение духовных ценностей общечеловеческой культуры и непреходящих национальных ценностей во всех сферах деятельности. Нельзя не учитывать, что полиэтничность региона - это результат длительного совместного проживания народов, созидательного существования в регионе. Это результат диалогической этики, основой которой является культурный диалогизм в нравственном его аспекте.
Духовное саморазвитие должно стать одной из целей каждой личности, которая хочет добиться успеха, в том числе и в диалоге. Чем ниже уровень духовного саморазвития человека, тем более он уязвим. Слабый человек склонен к депрессиям, стрессам, эмоционально неустойчив и несдержан. Важно помнить, что высокий интеллектуальный потенциал не является критерием духовной зрелости зрелый человек должен обладать высоким уровнем социального интеллекта, то есть уметь взаимодействовать в социуме, решать проблемы и адекватно вести себя в сложных ситуациях. Ещё один критерий зрелости личности - это эмоциональный интеллект, то есть умение контролировать собственные эмоции и чётко оценивать эмоции других людей. Отсутствие или дефицит этих качеств повышает риск дисгармонии, приводит к неумению вести диалог.
Духовное саморазвитие – это та внутренняя духовная основа, которая способна научить человека взаимодействию в социуме, умению контролировать свои эмоции и желания, способна решать проблемы адекватного поведения в диалоговой этике. Именно духовность направляет человека, позволяет двигаться вперед, являясь регулятором диалогических отношений.
Таким образом, допустимо рассматривать духовное саморазвитие личности в аспекте диалогической нравственности как предмета диалогической этики. Диалогическая нравственность понимается как дом души, в котором нравственные лифты обеспечивают духовное саморазвитие личности. Эти лифты находятся в интеграции со своим домом. Возможна и необходима метафора дом души в качестве эвристической концептуальной схемы познания процесса духовного саморазвития личности, ее самостроительства и самоустроительства. Возможность этой метафоры определяется герменевтическими особенностями современного научного познания. Необходимость же ее вызвана стремлением подчеркнуть некоторую структурированность такого сложного объекта как духовное саморазвитие, выявить его автономность.  Духовное саморазвитие личности учит человека взаимодействию в социуме, умению контролировать свои эмоции и желания, способно решать проблемы адекватного поведения в обществе.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Бубер М. Диалог // Два образа веры.  М.:ООО Издательство АСТ, 1999. С 122-161.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд.. М.: Художественная литература. 1972, 471 с.
3. Быстрицкий Е.К. Понимание - окно в новый мир? // Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. АЛ. Яковлева. М., 1991. С. 221-234.URL: http://bystrytsky.org/Ponim91.htm
4. Похилько А. Диалогическая этика: поиск новой концепции // Парус.  2012. № 19.  URL: http://litbook.ru/article/2771/ (дата обращения 27.03.2016)
5. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. Пер. с англ. М. Политиздат, 1992. 543 с. URL: http://www.studfiles.ru/preview/4369340/ (дата обращения 02.04.2016).

Категория: Фундаментальные основы диалогической этики | Добавил: nade-74 (20.04.2016) | Автор: Надежда Михайловна Соколова E
Просмотров: 1007 | Комментарии: 1 | Теги: метафора «дом души», нравственные «лифты», нравственный диалогизм, духовное саморазвитие, духовный «капитал», диалогическая этика | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
avatar
1
1 мим • 02:17, 26.04.2016
Статья автора отражает научный поиск оснований саморазвития личности в социально-культурном контексте переживаемых современным человеком противоречий полиценностного содержания мозаичной культуры постиндустриального общества. Мозаичность просачивается в авторскую методологию: путем наброска множества проблемных вопросов воссоздается атмосфера современного глобального информационного поля, лишенного четких границ социальных и культурных структур, социальных, научных и философских проблем. Импонирует эмоционально открытая авторская позиция сопереживания абстрактному человеку, находящемуся во взаимодействии с контурно обрисованным обществом. Сквозь призму субъективизма авторская мысль прокладывает дорогу в концептосферу современной философии культуры.
Статья не лишена оригинальности в плане осмысления концептов "диалогической культуры" М.М. Бахтина, "диалога" М. Брубера, "диалогической этики" и "социокультурной автономности сознания" А.Д. Похилько. На пути осмысления и обоснования концептуального значения использованных метафор автора, без сомнений, ждут научные открытия и новые откровения.
avatar