Сообщение готовит Филимонов Олег Витальевич, аспирант. Заседание состоится 14 января 2016 года. Идея сообщения - различие власти авторитета и авторитета власти, насилия и ненасилия в социокультурном влиянии.Не дожидаясь доклада Олега Витальевича, предлагаю начать обсуждение этой непростой темы. Прежде всего, отметим сложность (неоднозначность) понятия Духовной власти и продолжающийся повседневный и философский дискурс (выработку понимания) этой категории.В светском атеистическом сознании Духовная власть понимается в качестве власти авторитетного мнения, которая осуществляется чаще всего в форме доброго совета, например, наставника воспитаннику. Но иногда примешивают к этому понятию политическую, психологическую, маркетинговую власть, т. е. современные технологии манипулирования сознанием.
В атеистическом понимании сложно провести грань между светской и духовной властью [
1], которая четко просматривается с точки зрения людей религиозных[
2].Но и в религиозном сознании нет единства в понимании сущности Духовной власти. Одни считают, что она дается Богом благочестивым и смиренным его слугам в качестве свидетельства божественного величия [
3], другие уверены, что они сами обладают этой властью, поскольку принадлежат к «избранному стаду» [
4], третьи убеждены в своей способности обучать других Духовной власти [
5].
При наличии множества мнений, казалось бы, проще выработать собственную точку зрения. Однако эта точка может быть переплетена с религиозными представлениями, к которым можно отнести и атеизм. И в этом случае, собственная позиция в определении значения категории "Духовная власть" может породить очередную ересь (заблуждение).
Попытаемся поставить вопросы для совместного поиска истины:
1. Существует ли Духовная власть вне религиозной концепции мироздания?
2. Нужна ли Духовная власть людям?
3. Не противоречит ли концепция Духовной власти концепции автономности сознания?