Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » А

А

- А?

- Да, «а».

- Это такое утверждение?

- Это самая первая статья словаря.

- Что это за статья «А» в диалоговом словаре по этике?!

- А – первая буква алфавита. То есть первая буква – именно «А».

- А почему просто «а»? Надо поставить слово, начинающееся с буквы «а»!

- А потому, что вопрос этот риторический, некорректный и провокационный, его лучше не задавать.

- А-а-а-а-а …

- Ага! Многие находятся в «мета»-физическом опьянении культурой, социумом, особенно - наукой и гордым разумом, поэтому полагают, что надо начинать с бурной деятельности всезнающего «Я». Мы – за азбуку морали. За «а».

- А я считаю, что я трезвый, а не пьяный! Я бы назвал эту мнимую статью «Абракадабра».

- Пусть даже так, но мы имеем право на свою, возможно, гениальную глупость по закону!

- По какому это еще закону?

- А по такому – закону личностной автономии.

- Нет такого закона!

- Автономии есть закон, но нет того закона, чтобы автономия всегда принадлежала только общественному закону.

- Да поймите же вы, что общество осуждает как глупость всякие странности, чудачества, индивидуализм. Человек имеет право на ум и истину!

- Да, но по Конституции еще и право на заблуждение. «А» - это сначала непонимание, а потом – понимание. Хотя … Согласен. По-человечески понятно, что «аз» есмь буква «альфа» и «омега». Азбука жизни и морали. Это требует пояснения.

* * *
«Азбука нравственности» - это книга, которая чем-то похожа на данную книгу [1]. И, все же, различие есть. «Азбука» представляет собой как бы ряд «небольших бесед писателей, педагогов, ученых на темы коммунистической этики» [2]. Предисловие к книге написал М.А. Прокофьев, который был тогда министром просвещения. А вот к нашей книге предисловия вообще нет. Народ так возненавидел предисловия, что книги перестал читать. 
Мы стремимся к диалогичности и преодолению монологичности; делаем заявку на самораскрытие этико-эстетических концептов путем феноменологического описания личных переживаний в контексте чистого сознания. Термин «концепт» обозначает формы обработки субъективного опыта путем его обобщения. Суть концептов состоит в том, что они пока не оформились в качестве логически определенных и устойчивых понятий, но отражают чувственно схватываемые схемы в измерении души эмпирического субъекта, как бы опережают собственно логические твердые формы разумного понимания и рассудка [3]. 
Хотя подлинно диалоговый словарь по этике еще не создан, но уже имеется тенденция движения в этом направлении [4; 5]. 
Авторитетная Российская государственная библиотека вообще не дает в каталоге информации о книгах по запросу «диалоговый словарь», а Интернет в основном ведет речь о диалоге компьютеров. Дожились мы до того, что люди все меньше ведут диалог, передоверяя его компьютерам. К счастью, нашелся в Интернете «Армяно-русско-английский диалоговый словарь по экономике и праву», а также словари по понятиям преступников, беженцев и т.д. Все-таки, хотелось бы найти диалоговый словарь именно по этике. Ищу. Может быть, он и существует где-то. Скажешь, что его нет, а тебя уличат в плагиате! 
В частности, точно известно, что есть идея такого словаря и даже теоретическое обоснование этой идеи [6; 7]; словарь выступает при этом как экзистенциальный проект и предполагает развитие духовной автономии личности. 
Интерес к философскому осмыслению своих жизненных проблем у личности стимулируется этическими парадоксами. При этом этическая составляющая культурных концептов, образующих ценностный тезаурус автономной личности, органично сопряжена с эстетической, философской и религиозной компонентами духовной автономии. Все это придает процессу работы над словарем характер естественной языковой игры, легкого и разговора о возвышенном и нравственном.
Подпись автора-редактора (в какой-то мере ответственного): Похилько Александр Дмитриевич. Псевдоним (для некоторого осторожного ограничения ответственности) – Васильков Алексей Данилович.
Вопросы для диалога
1.    Почему «азбука» оказывается самым сложным делом?
Примечания
1. Азбука нравственности. 2-е изд. М., 1977. 272 с. 
2. Азбука нравственности. С. 272.
3. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 509.
4. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. СПб, 2005; Блэкберн С. Этика: краткое введение. М., 2007; Словарь по этике: под ре-дакцией И.С. Кона. 4-е изд. М., 1981; Этика: словарь афоризмов и изрече-ний: в 2 т. / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1999; Этика: энциклопе-дический словарь: под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. М., 2001 и др.
5. A dictionary of Christian ethics / Ed. by John Macquarrie. London: SMS press, 1978; Concise dictionary of Christian ethics / Ed. by Bernhard Stoeckle; With contributions by J. Dominian et al. New York : Seabury press, Cop. 1979; Баранов Г.В. Этика: словарь понятий. Омск, 2005; Проективный философ-ский словарь: новые термины и понятия: под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. СПб., 2003; Рахимов А.З. Словарь-справочник по нраволо-гии: Для педагогов, воспитателей, родителей и студентов. Уфа: [Творчест-во], 2000; Рождественский Ю.В. Словарь терминов: (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. М., 2002; Частотный англо-русский словарь: Подъязык философии. Разд. "Этика и эстетика" / Авт.-сост. Е.Ф. Елизарова, Л.К. Чернецовская. Л. 1985. 
6. Феноменология социального знания: под ред. А.Д. Похилько. Ар-мавир, 2005. С. 212-232
7. Феноменология этико-эстетических концептов: под ред. А.Д. Похилько. Армавир, 2005. 320 с. С. 10-16.
 



Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/12-1-0-3
Категория: А | Добавил: Васильков (02.01.2016) | Автор: ред. Александр Дмитриевич Похилько E W
Просмотров: 790 | Комментарии: 1 | Теги: этика, Похилько, проект культуры, философия, словарь, диалогическая этика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 мим • 19:35, 03.01.2016
"А" - весьма многозначное понятие.
В междометийном смысле неопределенности ("А?, А-а-а-а... или А-а-а-а!!!"), указанном в статье, прослеживается вопрос к лингвистам, увлеченным сегодня когнитивными функциями слов: - А во всех ли языках мира существует подобная непреодолимая неопределенность междометия "А"? Или где-то "А" означает осмысленное утверждение? На эти вопросы наука может дать ответы, но пока-что не спешит. Очевидно существуют иные актуальные темы, не до "А" пока-что...

Что нельзя сказать о философском аспекте "А". Если предположить, что А=А, то необходимо изучить онтологическую и гносеологическую проблематику логики, начиная с античности. А если АА, то мир мы познаем в наших ощущениях превратно и у современной науки нет и не может быть оснований. [Кто не верит, начните изучать вопрос со словарей, например: http://dic.academic.ru].
"А" является во многих алфавитах буквой, во многих языках словом и частью речи, в науке основополагающей категорией, условным обозначением древнейшей рукописи Библии (Александрийский кодекс), а в музыке означает звук "ля" и, если "А" выписана большой буквой, - ля-мажор (тональность великолепной мазурки Фредерика Шопена, анализируя которую, Л.Мазель раскрывает свой концепт целостного анализа музыкальных произведений и вводит в обиход понятие художественного открытия).Если вдруг лингвисты откроют, что "А" имеет одинаковую смысловую нагрузку во всех языках мира, а психологи еще и одинаковую перцепцию "А", т.е. одинаковое восприятие неопределенности, предположенное нами, то "А" обретает нагрузку межкультурной универсалии...
Во всяком случае "А" - весьма неоднозначный и до конца пока не изученный феномен, порожденный процессом социальной коммуникации
.
Ответ: 
avatar