Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » А |
АСКЕТИЗМ
Аскетизм есть путь нравственного оправдания человека. Греки считали аскетизмом физические упражнения, которые требуются для борьбы на арене. Потом стоики стали употреблять этот термин в смысле тренировки в добродетели и воздержании. У святых отцов это слово «аскеза» понималось в двояком смысле: в общем смысле – как «трудиться» или «упражняться», а также в частном – со времени появления монашества – для характеристики подвижничества. Касаясь непосредственно моральной стороны аскетизма, протопресвитер И.Л. Янышев отмечал: «Пределом нравственного развития христианина на земле служит его идеальная свобода, невозможность для него греха, с одной стороны, и с другой – полное раскрытие и укрепление всех его сил в добре, словом: нравственное совершенство» [1].
Аскетизм – это упорядоченная совокупность таких средств, которые помогают добиться цели - приобретения добродетели, достижения духовности, нравственного совершенства. Добровольное упражнение, как души, так и тела в благочестии, борьбе со злом.
Аскетизм – не идеал, не сама цель, но средство, которое содействует движению к истинной цели, получению идеальной свободы и спасения. И в этом состоит нравственная сила аскетизма. Средство выше цели, а цель не оправдывает средства. Аскетические начала проистекают из самой сути христианства. Пост и молитва становятся решающими средствами, которые ведут к утверждению в делании добра и подавлению желаний тела и себялюбивых страстей.
Вопросы для диалога
1. Что является противоположностью аскетизма?
2. Почему аскетизму придается такое большое значение, если он только средство, а не цель?
3. Почему Ницше выступил против идеала аскетизма?
Примечания
1. Янышев И.Л., протопресвитер. Чтения о христианской нравствен-ности. М., 1999. С. 458.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/12-1-0-8 | |
Просмотров: 511 | | |
Всего комментариев: 0 | |