Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » В

ВОДА
Вода как нравственно-мифологический символ
Васильков А.Д., pohilkoad@mail.ru
 
Исследование явления, как правило, начинается с определения понятия [1]. Иначе мы неизбежно попадаем в ситуацию, когда нас не понимают или искажают [2]. Вода – бесцветная безвкусная жидкость, которая является жизненно важной для растений и животных? Нет, конечно, здесь речь должна идти не об обычной воде, а о живой Воде. Надо говорить о Великой Первовлаге, Στοιχειωδες Ύγρον, из которой произошло все сущее [3]. «Первая мысль, поражающая нас в Фалесе (и притом наиболее достоверная), – это утверждение, что «все происходит из воды»« [4]. Что же это может значить? Что такое вода? Основные моменты рассмотрения «воды» Фалеса Лосев подводит следующим образом [5]:
1. В мироощущении Фалеса переплетаются анимизм и гилозоизм.
2. Налицо и спекулятивное погружение в созерцаемое понятие.
3. Третье свойство – нахождение различий и противоречий Понятия.
Вода – это тотальный диалектический миф, рациональный оттенок данного концепта является смутным, просто мутным [6]. Ясно только одно: вода – это не H2O («аш два о»). Немногие авторы утверждают, что вода – это просто вода и больше ничего [7]. С другой стороны, чистая религия или мифология воды [8], так же как и чистая наука, нам мало дают в нравственном отношении. Нам поможет работа Г.Д. Гачева [9]. Формула воды по Г.Д. Гачеву – не H2O, а ЖИЗНЬ = вода. Гачев ссылается на Лосева и утверждает, что по А. Ф. Лосеву ад – красный, рай – зеленый. Значит, вода – это жизнь вечная, добрая. Сохранение жизни – тоже добро. Вода поддерживает растения, основу жизни. Райский Сад – это растения. В нем и человек существовал как растение и был питаем живой водой. По Гачеву, вода имеет зеленый, а не прозрачный цвет. 
Импонирует трактовка воды в работах по философии научного познания [10]. Вода напоминает смысл по своей текучести и вездесущности. Обнаруживая смыслводу, мы понимаем вещи, осваиваем универсально точно так же, как и слепоглухонемая Элен Келлер, которая благодаря воде обнаружила, что для человека все вещи имеют имена. Вода в психологиче-ском отношении символизирует бессознательное, причем как индивидуальное, так и коллективное бессознательное.
В учебном плане, доступном для студентов, лучше всего трактуют вопрос о фалесовой «воде» Г. Скирбекк и Н. Гилье [11]. Необходимо осоз-навать наличие четырех факторов:
1. Вопрос. 2. Аргумент(ы). 3. Ответ. 4. Следствие (я). 
Из воды возникают все объекты, и они же превращаются в воду. 
Предпосылка: изменение существует
1. Вопрос: что является постоянным элементом всех изменений?
2. Аргументы: наблюдения за водой и ее поведением.
3. Ответ: вода является постоянным элементом всех изменений.
4. Следствие: все является постижимым. 
Итак, «вода» – древнейший и важнейший символ жизни и познания. Из-за универсальности этого символа он объединяет и разделяет миф и логос. Опираясь на исследования Г.В. Драча, можно сделать вывод о за-рождении проблемы человека в раннегреческой философии до Сократа, в частности у Фалеса [12]. «Вода» – символ, с помощью которого человек живет в особом мире социума и культуры, в том мире, который был назван «осевым временем» (К. Ясперс), временем философской веры, основанной на разуме и мышлении. «Вода» есть человеческое бытие в его идеальной форме личностного смысла, в которой взаимно проникают, взаимно переходят и превращаются противоположности сознания и бессознательного. 
Вопросы для диалога
1.    Что такое «вода» с точки зрения Фалеса?
 
Примечания
1. Здесь дан кратчайший обзор проблемы.
2. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991. С. 6-7.
3. Лосев А.Ф.Очерки античного символизма и мифологии». М., 1993.
4. Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 103.
5. Лосев А.Ф. Указ. соч. М., 1993. С. 103, 110-111. 
6. Не просто материя (ΰλη), но – εν ύλης εΐδει. 
7. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. М., 2003. 
8. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 2001; Бенуас Л. Знаки, сим-волы и мифы. М., 2004.
9. Гачев Г. Ментальности народов мира. М., 2003.
10. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984.
11. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001.
12. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологи-ческой проблематики. Ростов н/Д, 2001.
 
 
Вода крещенская
Макаров В., nauka2007-2008@mail.ru
 
Согласно Божественному откровению Вода есть один из первых материальных продуктов сотворенных Богом, и Он использовал воду как универсальное средство для всех видов биологической жизни. Вода, как и воздух для нас не заменимы ничем. Как невозможно обойтись без воздуха, так и без воды, уже через несколько часов у нас возникает жажда. А не-сколько дней сухой голодовки приводит к необратимым изменениям в состоянии здоровья. Поэтому святая традиция учит нас с благодарным чувством относиться к великому дару – источникам чистых вод. 
К сожалению, особенно в летнее время мы явственно ощущаем нехватку питьевой воды. Вода, специально проходящая сложную и дорогостоящую очистку или добываемая из артезианских скважин с глубин превышающих сто метров, которая однажды поднятая на поверхность уже никогда не вернется на прежнее место. То есть эту воду мы отнимаем у наших внуков. В тоже время, сберегая, мы тем самым выполним и волю Отца Небесного, заповедавшего всему роду человеческому хранить и возделывать данную нам природу. 
Очень много мест в Святом Писании связаны с тем как Бог спасал, вразумлял и просвещал свой народ при помощи воды: Бог потопил грех во времена Ноя, через море Бог освободил от рабства фараонова еврейский народ по молитве Моисея, водой и огнем Бог отвратил народ свой от Вааловой прелести через пророка Илию, наконец, через крещение водное проходит каждый христианин [1]. Примером тому служит крещение самого Господа Иисуса Христа в реке Иордан. 
Первый человек, зная все великолепные свойства воды, использовал ее в самых первых своих богослужениях для освещения освящения продуктов и вещей. Одни продукты служили для жертвоприношений, другие уносились домой, и их уже использовали не только в обиходной жизни, но и как лекарство от болезней. При желании можно проследить аналогию. Как Бог творил мир из воды и водою, так и всякое священнодействие в храме предваряется освящением воды, и освященной водой благословляются все богослужебные предметы. 
Еще с апостольских времен во время праздника Крещения Господня люди приходят в храм для того, что бы почерпнуть воду в величайшем источнике, которым является Церковь. Такая вода называется по-особому, крещенской, так же как и освящается особым чином и специальными молитвами, славословиями праздника. С первых веков христиане набирали ее в специальные сосуды и берегли как особую святыню, используя такую воду только в особых случаях: для врачевания душевных и телесных недугов, для освящения жилья, осознавая в полной мере, как дейст-венное оружие от демонских нападок. 
В наше время, когда по особому и с новой силой возрос интерес к оккультизму, белой и черной магиям, агиасма, крещенская вода, остается могущественным средством от всякого рода сглазов и порчей. Достаточно бывает омыть лицо с призыванием Пресвятой Троицы, как тут же наступает облегчение. 
Среди невоцерковленных людей существует мнение, что в этот праздник происходит освящение всех вод самопроизвольно под действием Духа Святого. 
Они отвергают соборную (церковную) молитву людей пришедших в храм, так и молитвенные прошения нашего священства и церковного клира. Каждый из нас, участвующий в молебне как на литургии, просит Бога прийти и освятить на этот раз воду сию. Мы верим, что так и будет, ведь молитвенное освящение воды это возвращение ей утраченных духовных свойств. 
«Соединяя благодать Святого Духа с водой, говорит своим ученикам Господь, у верующего в Меня потекут реки воды живой». Так и мы как истинные ученики Христовы должны воспринимать воду как великий дар Божий, который нужно хранить и беречь, как мы будем сохранять весь год, крещенскую воду, не расплескивая ее понапрасну.
Вопросы для диалога
1.    Лечит ли крещенская вода тех, кто не ходит в церковь?
 
Примечания
1. Библия. 
 



Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ/14-1-0-24
Категория: В | Добавил: Васильков (08.01.2016) | Автор: ред. Александр Дмитриевич Похилько E W
Просмотров: 931 | Теги: диалогический словарь, этика, Похилько, философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar