Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » В |
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание: философские основания
Микеева О.А., Mikeeva@yandex.ru,Похилько А.Д., pohilkoad@mail.ru
Позвольте выразить наше личное отношение к предмету исследования таким образом: как сделать преподавание из дела смерти в дело жизни? Нас мучил вопрос о том, потерял ли я часть жизни и времени в студенческой аудитории или школьном классе, или же приобрел в ней полноценную часть своей жизни.
Педагогическая антропология (И. Дерболав, О.Ф. Больнов, Г. Рот, М.И. Лангевельд, П. Керн, Г.-Х. Виттиг, Е. Майнберг и др.) возникла на стыке философии и педагогики. Ее предметом является самосовершенствование человека
Рассмотрим подробнее философские идеи Отто Фридриха Больнова.
Основные понятия (экзистенциалы) у Больнова – это «доверие», «надежда», «благодарность». В формировании этих добродетелей состоит цель воспитания. А средством служит встреча. Как понимается встреча? Одиночество – вот главное и необходимое условие Встречи с большой буквы. Встречей называют экзистенциально-действенный контакт двух духовных сущностей (свободных личностей, экзистенций), общение на глубинном уровне (любовь, дружба) или общение экзистенции с образами мира культуры и истории. Стратегическая цепочка образуется в виде таких звеньев: кризис – пробуждение – встреча.
Каково воспитательное значение кризиса в развитии ребенка? Отме-тим две главные идеи Больнова:
Jedes neue Leben beginnt mit einer Krise (S.34). (Каждая новая жизнь начинается с кризиса). Это означает, что каждый новый уровень, каждая новая ступень в развитии человека начинается с кризиса. Кризис имеет два признака.
Die Krise bedeutet eine Reinigung (S.28). (Кризис – это очищение). «Die Krise soll das Subiekt von gewissen Schlacken befreien. Sie wirkt wie ein Sieb». Кри-зис должен очистить субъекта от всех шлаков. Он действует как решето.
Die Krise bedeutet eine Entscheidung (S.28). (Кризис – это решение). Кризис состоит в том, что человек должен выбрать один из двух альтерна-тивных путей.
Jedes Kreise bleibt Schicksal (S.37). Кризис – это судьба. Больнов определяет позицию педагога по отношению к кризису: педагог не должен грубо вмешиваться в течение кризиса, иначе возможны негативные последствия.
Оставшиеся главы книги О.Ф.Больнова «Existenzphilosjphie und Paedagogik».
II. Die Erweckung (S.42). (Пробуждение).
III. Die Ermahnung (S.60). (Наставление).
IV. Die Beratung (S.78). (Совет).
V. Die Begegnung (S.87). (Встреча).
VI. Wagnis und Scheitern der Erziehung (S.132). (Риск и неудача в воспитании).
Для нас здесь важен главный итог размышлений Больнова: кризисом практически невозможно управлять, он обладает автономностью и спонтанностью, реализует накопленные ранее индивидом потенции. Вмешательство педагога может даже принести вред.
Преодоление кризиса дает возможность пробуждения и предоставляет шанс на Встречу.
Понятие «пробуждение» в педагогическом аспекте анализируется (и применяется на практике) такими мыслителями как Шпрангер, Больнов, Монтессори и др. Речь идет о «пробуждении» во внутреннем мире, аналогичном пробуждению от обычного сна. Иными словами, в «бодрствующем» сознании открывается совершенно новое, истинное измерение, по сравнению с которым вся прежняя жизнь была заблуждением, сном, подготовкой к новой жизни. В дзен-буддизме пробуждение характеризуется как «просветление», «сатори», «познание истины», «открытие в себе Будды» и т.д.
Характерные черты пробуждения заключаются в следующем: изменение ценностей, смысловая переориентация, резкий, качественный переход от прежнего духовного состояния к новому; внезапность, скорость перехода в темпоральном отношении; подготовленность к количественным изменениям прежней жизни. Близким к понятию духовного пробуждения является понятие «обращение» в религии. В религии вся земнаяжизнь часто объявляется иллюзорной, сном. Спасение в будущей, загробной жизни, «пробуждении».
Важно понять отличие пробуждения от манипулятивного влияния на сознания, которое как раз означает противоположный процесс – «по-гружение в сон», «гипноз», «внушение». Пробуждение означает открытие моей собственной, самостоятельной, внутренней истины, а не навязанной извне. В педагогическом отношении (в отличие от религиозного аспекта) мы должны зафиксировать радикальный поворот от несамостоятельности к самостоятельности, от несобственности к собственности.
В чем суть педагогического воздействия на процесс пробуждения? Действие воспитателя сводится лишь к толчку, считает Больнов, к тому, чтобы вообще начать процесс движения. То, как будет идти развитие дальше, зависит от самого ребенка. Таким образом, воспитатель не выполняет формирующей функции в собственном смысле. Идет процесс роста духовных сил самого человека, самосотворение личности. Внимание концентрируется на самом сознании, взгляд обращается внутрь, чтобы увидеть духовным оком свое собственное, подлинное «Я».
Выводы
1. Педагогическая антропология столкнулась с парадоксом. Как изменять человеческую природу, т.е. воспитывать человека, оказывая на него внешнее воз-действие и одновременно не нарушать его свободу, автономность и самостоятельность, а вместе с тем творческую его сущность и ответственность?
2. Воспитание автономности означает умение самому давать себе закон нравственности, опираясь на свой разум. В свою очередь, этот внут-ренний закон реализуется во внешнем отношении человека к миру.
3. Личностная автономия оказывается законом свободы, гармоничным отношением человека к миру. Без философского мировоззрения и обретения своего мировоззрения нельзя стать в наше время свободной и творческой личностью. Человек сам ответствен за становление своего морального сознания, он – творец своей судьбы и отвечает за конструируемое им будущее сам. Ему надо только помочь стать личностью и индивидуальностью.
4. Особое значение для решения проблемы формирования автоном-ности личности имеет термин «релевантность сознания», который фиксирует момент абсолюта в человеческом бытии в аспекте его относительного самораскрытия. Автономия личности в соответствии с основаниями педагогической антропологии служит интегральным критерием качества современного образования, поскольку органично соединяет в себе свободу, творчество и ответственность.
Давайте же учиться хорошо мыслить!
Вопросы для диалога
1. В чем суть экзистенциалистской концепции воспитания?
Примечания
1. Bollnov O.F. Anthropologishe Paedagogok. Stuttgart, 1959.
2. Bollnov O.F. Existenzphilosophie und Paedagogik. Stuttgart, 1961.
3. Plessner H. Die Aufgale der philos. Anthropologie-Zwischen Philosophie u. Gesellschaft. B., 1965.
4. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критика современной буржуазной антропологии. М., 1982.
5. Куликов В.В. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988.
6. Новичкова, Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. М., 2001.
Источник: http://science-dep.ucoz.org/ | |
Просмотров: 409 | | |
Всего комментариев: 0 | |