Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » И |
Игра»: игра смыслов в понятии игра Домбровская Т.И., nauka2007-2008@mail.ru Это понятие имеет множество значений и смыслов. Слово «игра» употребляется как метафора (игра света, красок, волн). В философской герменевтике (Гадамер) бытие игры в движении без напряжения, цели, субъекта, субстрата [1]. Следовательно, становится возможным говорить о космических масштабах и поле игры. Тенденция универсализации игры до уровня космической всеобщности сближает Гадамера с Платоном, Гегелем. По мысли Л.Т. Ретюнских, игра укоренена в антропологической реальности и обладает характером субъективности [2]. Она ограничена во времени и предполагает добровольно принятые, но обязательные правила. Фрейд расширяет поле игры, утверждая ее наличие в мире животных. Спенсер понимает игру как явление физиологическое. У Канта игра приобретает воспитательный, педагогический смысл, рассматривается с точки зрения ее функционирования, очеловечивания, окультуривания органов чувств человека. Интересно, что Шиллер считает, что подлинной сферой бытия игры является прекрасное, эстетическое, искусство [3]. Именно здесь человек освобождается от власти необходимости, вступает в мир истины, добра и красоты. Он обретает целостность и универсальность, которую утрачивает в труде в условиях машинного производства. Общепризнанные черты содержания современного понятия игры как явления культуры - это: деятельность, предполагающая игроков, игрушки, играемое; игра как деятельность самодостаточна, т.е. содержит цель в себе, ничего не производит; она порождена потребностью в свободной самореализации, хотя эта последняя оказывается иллюзорной. Игра приводит к удвоению реальности, но произведенная ею реальность условна. Игра доставляет удовольствие, поднимает над повседневностью. Она существует как таковая в чистом виде или же в виде компонента других явлений культуры (искусство, спорт), сфер жизнедеятельности (труд, поскольку он – не только производство предметов, но и процесс самовыражения человека, и поэтому предстает как игра физических и интеллектуальных сил). Особо отметим тенденцию универсализации игры в игровой концепции культуры Й Хейзинга [4]. «Игра в бисер», термин Г. Гессе, – игра всеми ценностями культуры. Она основывается на универсальном единстве языка культуры: искусства (особенно музыки), математики, астрономии, почти всех наук. Возможно, выигрывая в универсальности формы, «игра в бисер» теряет содержательность и связь с жизнью, становится новым видом схоластики. Вопросы для диалога 1. Назовите основные признаки игры. 2. Возможна ли нравственная игра? Или мораль абсолютно серьезна и не допускает с собой играть? Примечания 1. Гадамер Х-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988. 704 с. 2. Ретюнских Л.Т. Философия игры. М., 2002. 256 с. 3. Шиллер Ф. Другу истины и красоты. Калининград, 2004. 253 с. 4. Хейзинга Й. Человек играющий=Homo ludens: статьи по теории культуры. М., 2003. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ | |
Просмотров: 448 | | |
Всего комментариев: 0 | |