Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » И |
Икона: религиозный и этико-эстетический аспект Запияди С., nauka2007-2008@mail.ru Икона – и величайшая загадка, и «окно», с помощью которого приоткрываются тайны мира горнего. «Зримое богословие», «Библия для неграмотных», «богословие в красках» – кроме этих общеизвестных утверждений её по праву считают одним из проявлений церковного предания и ставят наравне с устным и письменным Преданием Церкви. Почитание икон Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых – догмат христианской веры, окончательно сформулированный на Седьмом Вселенском Соборе и проистекающий из основного положения Церкви воплощения Сына Божьего, образ Которого – свидетельство об истинном, а не призрачном Его вочеловечении. Образ присущ самой сущности христианства. Что же именно почитается в образах, кому и как возносится поклонение при их создании и созерцании? Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, показать реальность мира духовного, дать ощущение присутствия святого. Икона изображает лицо прославляемого, духоносного святого в его прославленном, небесном просиянии, которое символизируется нимбом. Сохраняя определенные черты индивидуального сходства, изображение получает типологический и символический характер, так как эта прославляемая духоносная плоть остается за пределами земного видения. Поэтому, пишет проф. Л.Успенский, «икона не изображает Божество; она указывает на причастие человека к Божественной жизни» [1]. Принимая и используя иконы, Церковь направляет поклонение на изображенные на них первообразы, а не воздает честь иконам как таковым, состоящим из дерева и красок. Для того чтобы подчеркнуть значение иконопочитания, православные богословы приводят знаменитые слова св. Василия Великого о том, что «царем называется и царский образ, поэтому чествование образа относится и к первообразу» [2]. «Конечная же цель иконопочитания – анагогия (выводить, вводить наверх), это уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, к непосредственному общению с первообразом (на этом уровне открывается глубокий смысл, ради которого существует икона)» [3]. Здесь на первый план выходит молитвенная и аскетическая жизнь христианина, требующая духовной работы и внутреннего созидания. При условии наличия этой жизни и работы становится виден главный аспект христианского образа. Что же касается самого процесса создания иконы, то всегда существовало особое отношение к иконописцам. В древности самых известных мастеров-иконописцев называли философами. «В Средние века они вели полумонашескую жизнь, имели определенный статус в церковной иерархии и были под строгим надзором высшего клира митрополитов, епископов или специально приставленных старейшин иконописного дела» [4]. Творчество иконописца регламентирует иконописный канон. Символика цвета, наличие и применение света, позы подчиняются строгим правилам, все имеет свое значение, раскрывающее вероучение и поясняющее историю Церкви. Отступление от этих канонов неизбежно влечет искажение самой сути создаваемого образа. Кроме художественных и технических критериев по отношению к иконе в наше время иконописцу предъявляют определенные моральные требования, касающиеся его жизни. Во время создания иконы важно соблюдение всех традиционных правил написания икон, включающих и внутреннюю работу иконописца над собой с помощью молитвы и поста. Без этого произведение его кисти может стать лишь простым украшением. Святость – призвание для всех верующих (Мф. 5, 48). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Иконы присутствуют как образ этой святости, как план и проект предстоящего преображения мира. Достигая этого, человек вновь обретает интуицию истинной красоты. «С позиции христианской эстетики икона является указанием на самую высшую небесную красоту, которая не может быть адекватно передана через линии и краски, но присутствует и звучит в символах, как гимн в нотных знаках, как в иероглифах, похожих на кружевную вязь, таится предание о неведомых миру сокровищах» [5]. Воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы в Богочеловеке Иисусе Христе – высшее Откровение, здесь трансцендентное личностно сочетается с имманентным, нетварное – с тварным, и обнаружившаяся глубина и сокровенность человеческой души оказывается усыновленной Богу. Вопрос отношения к иконе – эсхатологический вопрос, вопрос самоопределения человека. Она остается непонятой, если в ней видеть только искусство, умение и технику. В наше время главное значение ее «открытия» состоит в том свидетельстве, которое она несет современному человеку, свидетельстве о победе человека над всяким распадом и разложением, свидетельстве иного плана бытия, ставящим человека в иную перспективу в соотношении с его Творцом, в иную направленность по отношению к греховному миру и дает иное ведение и видение мира. Когда человек встречается с Богом, начинается безусловное таинство Встречи ... И в этой встрече одна из главных ролей принадлежит иконе. Вопросы для диалога 1. Является ли икона особого рода картиной? 2. Допустимо ли изображать Бога? 3. Какие этические идеалы и нормы связаны с иконами? 4. Какие эстетические основания связаны с иконой? Примечания 1. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 132. 2.Василий Великий, свят. О святом Духе //Творения. М., 1992. Ч. III. С. 300. 3. Языкова И. Богословие иконы. М., 1995. С.17. 4. Флоренский П. Иконостас. М., 1994. С. 63. 5. Рафаил (Карелин), архимандрит. О языке православной иконы.- М., 1997. С. 8. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ | |
Просмотров: 381 | | |
Всего комментариев: 0 | |