Главная » Статьи » Живой словарь диалогической этики » И |
Индивидуализм, его негативные аспекты Домбровская Т.И., nauka2007-2008@mail.ru Понятие, обозначающее степень автономизации личности в обществе, когда единичное, индивидуальное претендует на преобладание над общественным, общим. Индивидуалист и индивидуальность – понятия принципиально различные. В индивидуальности самобытной, яркой, уникальной личности в отдельном общее, или общественное трансформировалось, «снялось», диалектически преобразовалось, обогатилось и обогатило общественное в смысле многообразия его проявления. Индивидуализм – противопоставление отдельного общему, превращение всякого другого отдельного в средство своего существования и развития. Утопическая касталийская иерархия (Гессе) отнюдь не уничтожила индивидуальность человеческой личности, которая служит добровольно и ответственно этой иерархии; она не подавляет свободу каждой отдельной личности, сознательно сделавшей свой выбор. Мы – это коллектив личностей, а не механическая сумма безличных и безликих индивидов в известных антиутопиях. «Я» индивидуалиста отказывается принять индивидуальность другого «Я», самобытную универсальность других личностей. Для этого «Я» не существует «Мы»; «Я» и «Мы» для индивидуалиста взаимоисключающие противоположности. Для «Я» в коллективе этот последний является референтной группой. Индивидуализм рождается из универсальности отношений конкуренции в обществе. Такое общество является внутри глубоко разобщенным. Индивидуализм эпохи возрождения, будучи источником ее расцвета, одновременно послужил причиной ее падения. В экстремальных ситуациях индивидуалистические общества оказываются гораздо менее устойчивыми сравнительно с коллективистскими, хотя индивидуализм как принцип экономического развития является достаточно эффективным. Инновации духовные Похилько Т.Н., pohilkotn@mail.ru Обсудим первичную постановку сложнейшей проблемы инновационного потенциала духовной сферы жизни общества и этической культуры (как ее ядра) в экономическом аспекте. Современная экономика как саморазвивающаяся система находится в состоянии изменений, движущей силой которого выступают появление и распространение инноваций [1]. Новое знание (новации), применяясь на практике, становится инновацией. Эта экономика расширяется до масштабов всего общества, делая производительной силой самого человека и его духовность. Этические инновации трудно просчитать в количественном отношении. Однако в качественном отношении легко заметить вред этических издержек производства, например, от воровства и мошенничества. Количественные масштабы этого процесса можно оценить только на исторической дистанции. Очевидно, естественный ресурс человеческого фактора в его ценностном измерении экономика всегда получала бесплатно. Однако в настоящее время это положение дел может существенно измениться. Общество все больше управляется тонкими механизмами нравственной и правовой регуляции, а жесткое управление усиливается только во время острых кризисов. Глобализация требует новой этики справедливости, участия, толерантности, нетерпимости к насилию, доверия и сотрудничества с невидимыми партнерами, становления новых параметров корпоративной культуры. Человеческий фактор производства в этическом преломлении превращается в производственный фактор развития человека. Например, экологическая этика существенно ограничивает экстенсивные факторы производства. Отсюда императив скромности в потреблении, учет региональных стандартов потребления, разумность потребностей и сознательное стремление к самоограничению ради выживания и развития. Изменяется содержание понятия «справедливость», которое приобретает значение общечеловеческой ценности. Национальный эгоизм оборачивается против самой же страны, отказывающей другим в гуманитарной помощи при стихийных бедствиях. Благотворительность становится нормой жизни, в которой сбалансированы этический и экономической интересы. Ценность товаров и услуг все больше приобретает информационных характер и этико-эстетические свойства. Современный период развития называют переходом от бизнеса, основанного на технологиях, к бизнесу, основанному на знаниях. Во многих исследованиях, посвященных этим вопросам, рассматривают различные типы знаний, отмечая, в частности, различия между скрытым и выраженным, индивидуальным и общественным знанием. Научный тип знаний важен, но он не является единственным, выступает в контексте политических, правовых, этических религиозных и других знаний. Эти различия могут иметь стратегическое значение для судьбы инновации, возможности ее копирования или сохранения конкурентных преимуществ. Задача формирования инновационной экономики, основанной на знаниях, требует замены образования предметно-информационного типа на креативно-развивающий, обеспечивающий формирование у людей способности к инновациям, а также учету их последствий. Ответственность все больше ложится на каждого участника процесса общественного производства. Непрерывное обновление вех типов знаний, а не только объективной информации и соответствующих инноваций создает основу социальной роли современной инновационной экономики. Предпринимательство, таким образом, носит творческий характер и ничего общего не имеет с получением прибыли каким угодно путем и во что бы то ни стало, из чего фактически исходит ряд законов о предпринимательской деятельности, принятых в последнее время в России и крае. Мы видим явное противоречие между моралью и правом. Эта задача требует нестандартных решений. Новые стратегические идеи не локализованы в одном месте, рождаются в производственных системах, особенно в подразделениях, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, изучением конъюнктуры рынка, планированием спроса, на всех уровнях управления, особенно на уровнях, где осуществляются хозяйственные и другие связи с внешним окружением. Итак, уход от традиционного общества меняет этическую культуру, которая становится производственным ресурсом общества. Этические инновации нужны для того, чтобы достичь согласия в общественном действии [2], гармонизировать социальную саморегуляцию, согласовать, например, политику разных стран, центра страны и ее регионов. Ситуация такова, что для преодоления современного кризиса необходимо преодолевать общецивилизационный кризис личности, требуется инновационная модернизация, основой которой выступают: во-первых, ответственная свобода творчества, во-вторых, доброкачественная конкуренция, в-третьих, ценностная модернизация системы образования, в-четвертых, реформирование сферы наук, в-пятых, формирование индустрии инноваций духовной культуры. Эффективное регулирование инновационного процесса позволит, с одной стороны, использовать высокий потенциал человеческой духовности, а с другой, – дать гарантии сохранения и развития этой духовности. Особенно это относится к сфере образования. Вопросы для диалога 1. Совместима ли духовность с выгодой? 2. Что является первичным: материальные или духовные ценности? 3. Как возможна неэкономическая интерпретация духовных инноваций? Примечания 1. Теория инновационной экономики /Под ред. О.С. Белокрыловой. Ростов н/Д, 2009. С.19; Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. М., 2008. С. 37 и др. 2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. Источник: http://science-dep.ucoz.org/publ | |
Просмотров: 775 | | |
Всего комментариев: 0 | |