Личность автономная и гражданское общество Жубинский А.И., Похилько А.Д.nauka2007-2008@mail.ru Покажем, что по своему сущностному определению автономия личности является неотъемлемым свойством гражданского общества и правового государства. В данном случае мы не касаемся мудрости незнания о метафизической сущности человека [1]. Речь пойдет о личности как основе гражданского общества [2]. Нужна ли в России западная идея личностной автономии? Не приведет ли это к росту эгоизма и индивидуализма? На наш взгляд, Россия нуждается в универсальной общецивилизационной идее личностной автономии. В России традиционно слаба личность и личностная автономия. Личность слишком зависит от социальных структур и традиционных культурных ценностей. Поэтому так трудно идет процесс становления гражданского общества и правового государства. Процессы модернизации потребовали форсированного воспроизводства волевых и деловых людей, инициативных рыночных личностей. Резкое внедрение рыночных отношений породило не только «рыночную личность», но и личность, так сказать, «продажную», которая стала уже не автономной, а гетерономной, потеряв свой внутренний закон нравственной жизни и фундаментальных ценностей. Поэтому задача развития автономного личностного начала остается в числе самых приоритетных задач в социальной, экономической, политической и духовной сферах. Автономия – это противовес аномии, гетерономии в форме политического авторитаризма, манипулированию личностью, т.е. автономная личность – это в широком смысле слова целостная и здоровая личность, которая может выбирать нормальные ценностные ориентации, как коллективизма, так и индивидуализма, как альтруизма, так и эгоизма. Личностная автономия – это не аутизм, мания или паранойя, а норма отношения личности к социуму через окружающую ее культурную среду, норма как мера принятия и непринятия этой среды, открытие себя для нее и оптимальное закрытие, дистанцирование и общение и т.д. Право есть законное разрешение автономности правового сознания, в последнем же зафиксированы ценности абстрактного равенства и чувство субъективной справедливости. Социально-антропологические основания автономности политического и правового сознания, взятые в измерении культурной самодетерминации, приводят к выявлению возможности открытия нового горизонта, перехода к ненасилию, особенно при требовании справедливости в разделении общего блага. В тоже время ненасильственная интенция социального регулирования в праве, которая является решающей для функционирования гражданского общества, доходит до своего предельного перехода в автономии нравственного сознания личности. Особенность автономности нравственного сознания заключается в процессе самодетерминации этического в отношении своих объективных оснований, в частности, экономического, социального, политического и правового. Автономная личность предстает в качестве адекватной меры сочетания зависимости и независимости личности от социальной среды и общества в целом при ведущей роли независимости, обусловливающей ее способность к трансцендированию. Мы выдвигаем обобщенное определение автономии личности: автономия личности – это проявление автономии человека в виде гармоничного взаимодействия факторов независимости и зависимости, самодетерминации и детерминации в динамической природе человека. Таким образом, автономия личности истолковывается в качестве гармонического и динамического отношения личности к социокультурному миру, как показатель меры ее природного, культурного и социального здоровья, жизнеспособности, свободы, творчества и ответственности. Основой гражданского общества и правового государства является именно такая личность – личность, обладающая автономией, подлинный гражданин. Закон права – это закон, данный гражданами самим себе как закон своего сознания перед угрозой аномии, с одной стороны, и гетерономии – с другой. Вопросыдлядиалога 1. Что такое гражданское общество? Примечания 1. Кайдаков С.В. Человек в своей метафизической сущности // Человек. 2009. № 2. C. 48-61. 2. Орлова О. В Автономия личности и автономия гражданского общества // Государство и право. 2006 – № 1. 3. Похилько А.Д. Политическое и правовое сознание в измерении духовной культуры человека // Материалы XXII научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Ставрополь, 2008. Общественные науки. Т. 2. С. 39-41. Личность: ее переструктурация в условиях вызовов глобализации Бакланов И.С., baklanov-72@mail.ru Безудержные процессы глобализации, вызовы и угрозы, появляющиеся в результате глобализации, ведут к генерации не только просто отдельной новой индивидуальности, но и к зарождению нового типа личности, который становиться одной из главных социально- онтологических основ современных процессов. В этом ключе важно отметить, как те или иные черты и ориентиры личности координируются и коррелируются с определенными процессами глобализации. Без109 понимания характера данных взаимосвязей неосуществимо грамотное, научно обоснованное предсказание социальных последствий глобализации, а также невозможно формирование стратегии развития любого общества и государства на путях глобализации. Таким образом, выяснение особенностей трансформации мировоззренческих ориентиров личности является актуальной задачей при разработке и планировании конкретных путей формирования и развития как отдельных организаций и структур, социальных институтов, так и всего общества в целом. В этой связи Томас Фридман пишет: «Где-то в 2000 году мы вступили в новую эпоху – Глобализация 3.0. Глобализация 3.0 сокращает мир до предела: мир перестает быть маленьким и становится крошечным, и в то же время она выравнивает всемирное игровое поле. И если движущей силой Глобализации 1.0 были страны, Глобализации 2.0 – компании, движущей силой Глобализации 3.0 – что и является ее уникальной особенностью – становится сформировавшийся потенциал для глобального сотрудничества и конкуренции, который теперь доступен отдельной личности. <…> Теперь каждый человек должен и способен задать вопрос: каково мое место в глобальном соревновании и сегодняшней перспективе и как мне самому сотрудничать с другими людьми на глобальном уровне? <…> Уменьшая и сплющивая мир, Глобализация 3.0 будет развиваться не только отдельными личностями, но и гораздо более разнообразными – состоящими не только из жителей Запада, не только из людей с белым цветом кожи – группами личностей. Жители всех уголков плоского мира уже пользуются ее плодами. Глобализация 3.0 позволяет подключиться к игре огромной массе людей, и участвовать в ней будут все цвета человеческой радуги» [1]. В условиях глобальных скоростных изменений главная проблема состоит в том, что зачастую личность медленно реагирует и адаптируется к глобальным изменениям, она пытается взаимодействовать с обществом неадекватно. Речь идет об органичном вплетении личностных устремлений в ткань глобального, о синтезе и гармонизации отношений личности и новой формы социальности, появляющейся в результате глобализации, о коэволюции личности и общества. В таких условиях актуализируется проблема личности в контексте общего развития человечества и с учетом процессов глобализации. Особо актуальным представляется рассмотрение трансформации мировоззренческих ориентиров личности в контексте социальных изменений, происходящих ныне в нашем Отечестве. Только учитывая потребности и интересы личности, только гармонично развивая личность своего гражданина, Россия сумеет отстоять свое цивилизационное место и значимую роль в общемировых политических, экономических и культурных процессах. Особенности мировоззренческой трансформации личности в современную эпоху связаны с двойственностью глобализации. Глобализация по своему характеру является и субъективным, и объективным процессом: в ней одновременно осуществляются110 объективная, происходящая как бы стихийно консолидация стран и сознательная целенаправленная деятельность по объединению мира. Таким образом, каждый человек со своими личностно- мировоззренческими ориентирами выступает и как объект, и как субъект глобализации. Это приводит к тому, что система социальных детерминант развития личности в условиях глобализации намного расширилась и усложнилась. Следует обратить внимание на то, что в социальном пространстве и времени каждая личность проявляется наиболее рельефно, ведь каждая эпоха бросает свой вызов человеку. Расширение социального пространства и времени позволяет раскрыться личности, проявить свои качества наиболее полно. Уточним, что согласно Пьеру Бурдье, социальное пространство «…вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективированных структур» [2]. Личность включена в социальное пространство, причем многомерность социального пространства позволяется занимать человеку как социальному субъекту различные позиции в нем. Современная мировая система переживает сейчас период преобразований в сторону глобализации социальной жизни. Преимущественно это является очевидным в экономической сфере социума. Процессы в экономической сфере являются одними из существенных факторов структурации социального пространства. Неслучайно Бурдье писал: «Социальное пространство абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала; оно может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как средства и цели борьбы в различных полях… Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически… и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ, которая сама в свою очередь зависит от их капитала)» [3]. Таким образом, изменение социального и экономического уклада, расширение жизненного горизонта личности в результате глобализации, компьютеризация, медиатизация – все это ведет к переструктурации социального пространства, а также к трансформациям ориентиров личности, связанных как с житейским, так и с социальным уровнем. В итоге, можно говорить о том, что глобализация связана не только с социальными изменениями, но и с процессами модификации личностных установок, расширением социального111 пространства личности. Наиболее рельефным является внесение существенных изменений в стратегию взаимоотношений человечества и природы, которые, как это не парадоксально звучит, стали возможными лишь благодаря внесению в социальную жизнь принципа тотальности. Структурация социального пространства личности в эпоху глобализации связана с его расширением личностного пространства в силу технизации жизненного и социального мира и развития средств и механизмов общения. Экологическое пространство личности сосуществует с новыми социальными измерениями. Так сейчас социальное пространство немыслимо без расширения семиосферы как пространства знаков и смыслов, а так же без киберпространства. Это ведет к рождению и функционированию в условиях глобализации новых аксиологических ориентиров, которые можно означить как «глобально- постиндустриальные». Логика развития современной человеческой цивилизации связана с возрастанием роли экономических процессов в глобализации общества, с увеличением согласованности, скоординированности между национальными экономиками, что способствует росту доверия, даже несмотря на эффект глокализации. Этому сопутствует такой фактор, как упрочение деловой, прагматической коммуникации между индивидами, благодаря процессам медиатизации, компьютеризации и вообще технизации жизни социума. Благодаря этому западная трудовая этика, способствующая созданию капиталистических отношений, проникает в структуры национальных экономик, что создает условия для интенсификации экономических процессов во всех странах и укрепляет образ глобализации, основанный на экономике символов, знаков и смыслов. Также переход к доминированию в экономике сферы услуг создает условия для большего удовлетворения потребностей личности и предпосылки для ее освобождения от монотонного индустриального труда. Однако в условиях глобализации на передний план выступило своеобразное культурное противоречие между культурой сферы производства и той же самой культурой сферы потребления. В сфере потребления принцип функционирования экономики покоится на гедонистическом расчете и постоянно растущем по экспоненте потребительском спросе; в сфере производства – на строгой трудовой этике, дисциплине и отказе от удовлетворения элементарных потребностей личности. Так как культурный контекст западного общества почти полностью формируется сферой потребления, то это подразумевает, что культура и экономика разошлись в процессе развития. Аналогичный процесс сейчас происходит не только в России, но и везде в мире. Политическая глобализация в мире основывается преимущественно на либеральных западных ценностях. По своему характеру данная наблюдаемая тенденция не является линейной из-за процессов личностных девиаций и социальных коллизий, связанных с неприятием глобализации как всемирной112 вестернизации. Особое значение имеют цивилизационные и межгосударственные конфликты, которые связаны не только с политическими целями, но иногда базируются на мировоззренческих противоречиях, идущих из глубины личностного мировосприятия, существующих в различных культурах. Иначе говоря, мировоззренческие ориентиры личности становятся одним из факторов глобализации политических процессов. Глобализацию культуры следует рассматривать двойственно: как глубинное всеобщее социальное явление и как поверхностный инструментально-цивилизационный процесс, имеющий основу в западной социокультурной традиции. Это накладывает отпечаток на духовные ориентиры личности: поверхностные инструментальные процессы нивелируют духовный стержень личности, ее идентичность, а глубинные изменения в мировой культуре позволяют говорить о мультикультурных тенденциях в трансформации личности и проникновении различных цивилизационных ценностей в аксиологический профиль личности. Таким образом, объективно существуют две тенденции личностных устремлений: воздействие на личность мировой массовой эрзац-культуры и воздействие на личность лучших духовных образцов культуры человечества. Вопросыдлядиалога 1. Как меняется структура личности в эпоху глобализации? Примечания 1. Фридман Т. Плоский мир. М., 2006. С. 16-17. 2. Бурдье П. Социология социального пространства – М.; СПб., 2005, – С. 50. 3. Бурдье П. Указ. соч. С. 53-54.
|